ПРЕДСТОЯЩИЕ ВЫБОРЫ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДЕКСА

В соответствии со статьёй 117 Конституции Республики Узбекистан граждане Республики Узбекистан имеют право избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти. Правовая регламентация данной конституционной нормы была закреплена в ряде законов Республики Узбекистан.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах были определены основные направления дальнейшего развития института избирательного права как одной из важнейших отраслей законодательства Республики Узбекистан.

Одним из приоритетных направлений Стратегии определено дальнейшее усиление роли Олий Мажлиса, политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны путем дальнейшего развития политической системы, усиления роли политических партий в жизни государства и общества, формирования среди них здоровой конкурентной среды.

Сегодня невозможно представить строительство в полной мере правового государства без модернизации избирательного права, приведения его в соответствие с международными стандартами и последовательной реализации на практике мер по обеспечению защиты избирательных прав.

Важным этапом в реализации указанных задач, обеспечении эффективного применения норм закона и доступности способов защиты избирательных прав граждан, кандидатов, политических партий является принятие единого свода законов в сфере избирательного права – Избирательного кодекса Республики Узбекистан.

При разработке проекта Избирательного кодекса были приняты во внимание рекомендации и предложения международных организаций, таких, как БДИПЧ ОБСЕ, ШОС, Всемирной ассоциации избирательных органов, Организации исламского сотрудничества и Венецианской комиссии.

Как основополагающий нормативный акт в сфере избирательного права, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 25 июня 2019 года, Избирательный кодекс содержит нормы касательно вопросов реализации гражданами избирательных прав, подготовки и проведения выборов ­Президента, депутатов верхней и нижней палат парламента, членов областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов.

Первые выборы, в процессе подготовки и проведения которых нормы Избирательного кодекса Республики Узбекистан находят свое практическое воплощение, – это предстоящие выборы депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса, назначенные на 22 декабря 2019 года. По предстоящим выборам в нижнюю палату парламента определены 150 избирательных округов. От каждого из этих округов политическими партиями будет выдвинут один кандидат, причем один и тот же кандидат не может представлять более одного избирательного округа. Численность одного избирательного округа в Узбекистане составляет примерно 130–150 тысяч человек.

В каждом избирательном округе, области, районе, участке действует избирательная комиссия – независимый коллегиальный орган, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Избирательная комиссия правомочна рассматривать заявления о регистрации кандидатов в парламент, о регистрации доверенных лиц кандидатов, об организации проведения повторного голосования и повторных выборов, о передаче суду или правоохранительным органам материалов о нарушении избирательного законодательства.

К компетенции избирательной комиссии относится также контроль за исполнением норм закона, дача разъяснений по вопросам организации и проведения выборов, образование избирательных округов с присвоением им наименований и номеров, публикация сведений о месте их нахождения, принятие документов от партий по выдвигаемым кандидатам и др.

Правом выдвижения кандидатов в депутаты парламента обладают политические партии.

Согласно статье 70 Избирательного кодекса, число женщин должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политической партии. Данная норма имеет важное значение для обеспечения гендерного равенства в сфере деятельности органов законодательной власти.

В предстоящих выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса примут участие все пять политических партий Узбекистана.

Кандидаты в депутаты Законодательной палаты, выдвинутые политическими партиями, регистрируются Центральной избирательной комиссией, которая публикует сообщение о регистрации кандидата с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, партийности, занимаемой должности (род занятий), места работы и жительства, а также политической партии, выдвинувшей кандидата. Регистрация кандидатов заканчивается за тридцать пять дней до выборов.

Не позднее, чем за десять дней до выборов участковая избирательная комиссия обязана оповестить избирателей о времени и месте проведения голосования.

В рамках подготовки к выборам, назначенным на 22 декабря 2019 года, по республике образовано более 10 000 избирательных участков.

Например, по городу Ташкенту образовано около 900 избирательных участков, по Ферганской и Самаркандской областям – более 1 000, по Андижанской и Кашкадарьинской областям – более 800, в Респуб­лике Каракалпакстан – около 600 участков.

Голосование проводится в каждом избирательном участке в день выборов с 8.00 до 20.00. После получения избирательного бюллетеня избиратель заполняет его в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении избирательного бюллетеня запрещается присутствие других лиц, кроме голосующего.

В выборах не участвуют недееспособные граждане, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также лица, не достигшие 18 лет.

На всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право участвовать наблюдатели от политических партий, выд­винувших кандидатов в депутаты Законодательной палаты, представители средств массовой информации, наблюдатели от других государств и международных организаций.

В Избирательном кодексе также подробно регламентирован порядок обжалования действий и решений избирательных комиссий.

Обращения заинтересованных лиц о нарушении законодательства об избирательном процессе подаются в вышестоящие избирательные комиссии и регистрируются в специальном журнале. Избирательная комиссия обязана рассмотреть и предоставить ответ заявителю по результатам проверки в трехдневный срок, а по обращениям, поступившим в срок менее чем за шесть дней до выборов либо в день голосования, – незамедлительно.

Решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов в депутаты, кандидатами в депутаты, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в течение десяти дней после принятия решения.

Решения, принятые избирательными комиссиями, могут быть обжалованы в административный суд по месту нахождения избирательной комиссии.

В частности, в судах могут быть рассмот­рены дела по жалобам об установлении незаконных ограничений избирательных прав граждан и их права на участие в выборах; возложении на участников выборов незаконных обязанностей; нарушении правил формирования избирательных округов; неправомерном исключении граждан из сведений об избирателях либо из списка избирателей; незаконном отказе в приеме документов, незаконной регистрации кандидата (списка кандидатов), незаконном отказе в регистрации кандидата; нарушении правил подсчета голосов избирателей и др.

Решения Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Узбекистан в течение десяти дней после принятия решения. Жалоба на действия (решения) избирательной комиссии должна быть рассмотрена судом не позднее трехдневного срока с момента ее подачи, а если до дня выборов осталось менее шести дней – незамедлительно. Жалоба рассматривается судом с вызовом заявителя и представителя соответствующей избирательной комиссии, а также прокурора, а в случае, когда она касается не заявителя, а другого гражданина, то и этого лица. Решение суда вручается соответствующей избирательной комиссии и заявителю немедленно после его вынесения и подлежит немедленному исполнению.

В заключение хотелось бы отметить, что в процессе подготовки к предстоящим выборам в рамках международного сотрудничества 30 тренеров и экспертов провели тренинги для членов избирательных комиссий, по результатам которых реализуется подготовка 2 250 региональных тренеров и проведение тренингов для 34 000 членов избирательных комиссий.

Указанные действия направлены на правильное применение норм избирательного законодательства, недопущение его нарушений, в результате чего обеспечивается полноправная защита избирательных прав граждан.

Жанагул БАЛКИБАЕВА,
Гулнора ПАРПИЕВА,
судьи Верховного суда
Республики Узбекистан

 (газета «Голос Узбекистана»,
29 ноября 2019 года)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: