ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И СУД – ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ УСИЛИВАЮТСЯ
Сегодня одной из важных и обсуждаемых тем являются выборы в парламент страны. Ведь это не только проявление прямой демократии и воли народа, но и важнейшее событие, определяющее перспективы развития государства. Этот период ознаменован масштабной работой и многими положительными изменениями. Однако, встречаются и проблемные ситуации. Среди них – избирательные споры.
Это многочисленные разногласия по поводу осуществления избирательных прав граждан, а их разрешение – основное средство защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Избирательные споры являются разновидностью публично-правовых споров, нуждающихся в специальном порядке и принципах разрешения, ориентированных преимущественно на особый вид судопроизводства.
22 декабря 2017 года в своем Послании Олий Мажлису Республики Узбекистан Президент Шавкат Мирзиёев отметил необходимость разработки и принятия единого Избирательного кодекса, отвечающего международным нормам и стандартам. Впоследствии соответствующий пункт внесен и в Государственную программу по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах. Следующим важным шагом стал Закон «Об утверждении Избирательного кодекса Республики Узбекистан» подписанный главой государства 25 июня 2019 года. Он предусматривает четкий порядок обжалования субъектами избирательного права принятых решений на всех этапах подготовки и проведения выборов.
Следует отметить, что избирательный спор прямо связан с реализацией, обеспечением избирательных прав граждан и других участников избирательных правоотношений. Именно поэтому правовое регулирование порядка рассмотрения этих спорных вопросов через институт обжалования в избирательном праве считается чрезвычайно важным.
Вместе с тем, исключительная политическая значимость избирательных споров, обусловлена:
во-первых, важностью предмета спора – избирательных отношений, входящих в структуру конституционных правоотношений народовластия;
во-вторых, защитой избирательных прав как составной части политических прав и свобод гражданина от любых посягательств;
в-третьих, особенностями самого избирательного процесса, прежде всего четкими временными рамками осуществления конкретных избирательных действий, за пределами которых реализация избирательных прав, а равно их восстановление трудно осуществимо.
Процессу обжалования нарушений избирательных прав посвящена специальная глава Избирательного кодекса Узбекистана. Здесь же определена и ответственность за нарушение законодательства о выборах.
Содержащиеся нормы направлены на создание механизма юридической защиты избирательных прав граждан.
Административный и судебный порядок разрешения избирательных споров имелся в законодательстве Узбекистана и ранее.
Так, помимо Конституции Республики Узбекистан, гарантия судебной защиты избирательного права, была закреплена в Законе Республики Узбекистан «О гарантиях избирательных прав граждан» от 5 мая 1994 года, в которой было указано, что каждому гражданину Республики Узбекистан гарантируется судебная защита его избирательных прав, путём предоставления возможности обжалования в суд незаконных действий избирательных комиссий, государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.
В этом же законе, были закреплены так называемые административные процедуры рассмотрения вопросов, связанных с выборами. Так, в статье 10 указанного Закона закреплено право избирателя заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке избирателей.
В течение двадцати четырех часов участковая избирательная комиссия была обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
Однако, из текста приведенных выше норм Закона видно, что в первом случае не предусмотрено право обжалования решений избирательных комиссий, во втором – возможность последующего судебного обжалования справки избирательной комиссии, как административного акта или решения государственного органа.
Глава 26 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан (в редакции от 30 августа 1997 года), содержала нормы, регулирующие порядок рассмотрения дел по жалобам на действия (решения) государственных и иных органов, а также должностных лиц. К числу таких жалоб, процессуальным законом были отнесены и обращения по оспариванию действий (решений) избирательной комиссии. Следует отметить, что в процессуальном кодексе были отражены вопросы, связанные со сроком и порядком рассмотрения жалоб на действия (решения) избирательных комиссий. Остальные вопросы, такие как определенные действия, виды решений избирательных комиссий, подлежащих обжалованию, суды, рассматривающие дела данной категории, были урегулированы в ряде других законодательных актах, таких как Закон Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан», Закон Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» и других. Причем в данных законодательных актах имелись некоторые разночтения.
Также, дела данной категории рассматривались судами по гражданским делам, которые не функционируют в каждом районе (городе) Республики Узбекистан, среди многочисленных других дел, связанных с обязательственными, семейными, наследственными, трудовыми и другими правоотношениями.
Для устранения разночтений, унификации возможностей избирателей при участии в избирательных процессах всех видов, улучшении доступа к правосудию, требовалось совершенствование законодательства и структуры некоторых государственных органов.
Первым этапом стало создание в каждом районе (городе) административных судов, специализирующихся на рассмотрении споров, вытекающие из правоотношений между физическими и юридическими лицами с одной стороны и государством с другой стороны. Учитывая, что избирательные споры также возникают из правоотношений между физическими лицами и государственным органом – избирательными комиссиями, их разрешение отнесено к компетенции административных судов.
Для обеспечения эффективного и качественного разрешения избирательных споров, дела об оспаривании действий (решений) избирательных комиссий выделены в Кодексе Республики Узбекистан об административном судопроизводстве как самостоятельный вид, подлежащих разрешению в административных судах.
Вторым этапом, безусловно, является принятие 25 июня 2019 года Избирательного кодекса Республики Узбекистан.
Избирательный кодекс Узбекистана отводит вопросам обжалования нарушений избирательных прав специальную главу, регулирующую также и ответственность за нарушение законодательства о выборах. Содержащиеся в нем нормы направлены на создание механизма юридической защиты избирательных прав граждан.
Избирательные споры – неизбежные, хотя и нежелательные спутники любой избирательной кампании, поскольку выборы — единственный легитимный способ наделения публично-властными полномочиями.
Сопутствуют избирательному процессу и многочисленные столкновения интересов различных участников избирательных действий, которые и приводят к избирательным спорам. А они, в свою очередь, представляют разногласия по поводу применения избирательного законодательства, а также возникающие при назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Разрешить их можно при помощи избирательных комиссий различных уровней, либо в судебных инстанциях. Остановимся на этом процессе более подробно.
Так, предметом обжалования в соответствии с нормами Кодекса могут быть решения и действия/бездействие органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия/бездействие избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан. В случае ущемления прав подать жалобу могут как избиратели, так и кандидаты, их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. Следует учесть, что для обжалования решений и действий/бездействий избирательных комиссий и их должностных лиц установлен не только судебный, но и административный (инстанционный) порядок. А с жалобами на решения и действия/бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц обращаются только в судебные органы.
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что законодательством предусмотрено два способа рассмотрения избирательных споров – административный (инстанционный) и судебный. Они отличаются кругом лиц, наделенных правом подачи соответствующей жалобы, предметом обжалования (содержанию электорального конфликта), установленными процедурами рассмотрения жалоб, юридическими последствиям принимаемых решений. Но вместе с тем с юридической точки зрения обеспечения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина они дополняют друг друга.
Административная процедура обжалования предусматривает, что решения и действия/бездействие избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую соответственно уровню проводимых выборов избирательную комиссию. В случае если она отсутствует, решения или действия территориальной избирательной комиссии или ее должностного лица могут быть обжалованы в Центральной избирательной комиссии (ЦИК).
Вышестоящая избирательная комиссия, равно как и ЦИК вправе принять решение по разрешению жалобы, которое является обязательным для исполнения. Заинтересованные лица могут обжаловать решение вышестоящей комиссии в судебном порядке. И это не освобождает их от обязанности следовать предписаниям вышестоящей комиссии.
Отказ от инстанционного порядка обжалования действий/бездействия и решений всех избирательных комиссий, независимо от уровня выборов, не означает создание условий для бесконтрольного осуществления ими своих полномочий. Вся их деятельность может быть объектом контроля со стороны судебных органов, притом маловероятна реальная опасность подобных последствий.
Судебный порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан предусматривает, также что решения и действия ЦИК, избирательных комиссий обжалуются в Верховном суде, областных и приравненных к ним, а также районных (городских) административных судах. Предварительное обращение в соответствующую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Регулируя полномочия суда по рассмотрению жалоб на действия и решения избирательных комиссий, внимание уделяется и особым условиям. Они касаются оснований и процедуры принятия судебного решения, а также его юридического значения. В случаях принятия судом жалобы к рассмотрению об этом в обязательном порядке извещается соответствующая избирательная комиссия. В случае если аналогичная жалоба уже поступила в избирательную комиссию, ее рассмотрение будет приостановлено до вступления решения суда в законную силу. Рассмотрение жалоб, касающихся итогов голосования, результатов выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением избирательного законодательства не является нарушением неприкосновенности признанного избранным депутата. Он не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан. При этом не требуется получение согласия соответствующего органа государственной власти на прекращение действия его неприкосновенности. На суд возлагается обязанность своевременного рассмотрения жалоб и принятия по ним решений. С этой целью при необходимости он должен исполнять свои обязанности в выходные дни, а также вправе принять решение при отсутствии (неявки по двум приглашениям) представителей одной из заинтересованных сторон.
Поэтапное совершенствование национального избирательного законодательства, его полная гармонизация с международными стандартами и дальнейшее укрепление национальной избирательной системы — результат проводимых в Узбекистане системных реформ, направленных на построение демократического правового государства и сильного гражданского общества. Наличие избирательных споров свидетельствует о росте политической активности граждан и появлении умения защищать свои права. Следует отметить, что их разрешению раньше способствовали административные процедуры. Сегодня исходя из совершенствования этой системы и требований времени данные вопросы, возможно разрешить в административных судах. Основная их цель обжалование прав и законных интересов граждан.
К. Камилов,
председатель Верховного суда
Республики Узбекистан
Фикр қолдириш