ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН “ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТКРЫТОСТИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА И ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ” (21 февраля 2020 года, № 04)
В целях обеспечения открытости судебного разбирательства, реализации права на получение информации о деятельности судов, а также единообразного применения судами актов законодательства по данному вопросу, руководствуясь статьёй 17 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Верховного суда Республики Узбекистан
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Обратить внимание судов, что открытость судебного разбирательства, своевременное и объективное информирование общественности о деятельности судов способствует повышению уровня правовой осведомленности общества, является важной гарантией осуществления правосудия, эффективным средством обеспечения общественного контроля за судебной деятельностью и повышения доверия общества к суду.
В связи с изложенным, судам следует создавать необходимые условия для обеспечения открытости судебного разбирательства и реализации права на получение информации о деятельности судов.
2. Судам следует иметь в виду, что обеспечение открытости судебного разбирательства, информированности граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти, органов самоуправления граждан и представителей средств массовой информации о деятельности судов осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан «О судах», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об общественном контроле», «О средствах массовой информации», иными нормативно-правовыми актами в порядке, установленном соответственно Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан (далее – ГПК), Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан (далее – УПК), Экономическим процессуальным кодексом Республики Узбекистан (далее – ЭПК), Кодексом Республики Узбекистан об административном судопроизводстве (далее – КоАС), Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности (далее – КоАО ).
3. Не допускается ограничение права
на получение информации
о деятельности судов по признакам половой, расовой, национальной, языковой
принадлежности, религиозного, социального происхождения, убеждений, личного и
общественного положения граждан.
4. Открытость
судебного разбирательства,
доступ к информации
о деятельности судов должны способствовать реализации задач гражданского,
уголовного, экономического, административного судопроизводства, исключая какое-либо
вмешательство в судебную деятельность, поскольку согласно статье 112 Конституции Республики Узбекистан судьи
независимы и подчиняются только закону.
5. Разъяснить, что средства массовой информации не вправе предрешать результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать (оказать давление) на суд.
Судья не вправе давать интервью либо выступать в средствах массовой информации по делу, по которому судебное решение не вступило в законную силу.
6. Открытость судебного разбирательства обеспечивается посредством предоставления возможности присутствовать в судебном заседании лицам, не являющимся участниками процесса, в том числе представителям средств массовой информации.
Не допускается проведение открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия в них лиц, не являющихся участниками процесса.
Присутствие
в открытом судебном заседании несовершеннолетних,
не являющихся участниками процесса,
допускается только с учётом
требований соответствующего процессуального закона.
Учитывая,
что присутствие представителей
средств массовой информации в открытом судебном заседании в целях
получения сведений
по делу является законным способом получения информации, не допускается
создание им препятствий в доступе в зал судебного заседания по основаниям, не
предусмотренным законом.
7. Проведение разбирательства дела в закрытом судебном заседании полностью или в части возможно только по основаниям, предусмотренным законом (часть вторая статьи 12 ГПК, части первая, третья, четвёртая, пятая статьи 19 УПК, часть вторая статьи 11 ЭПК, часть вторая статьи 13 КоАС).
О проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании суд выносит мотивированное определение, в котором должны быть указаны конкретные обстоятельства, препятствующие свободному доступу в зал судебного заседания лиц, не являющихся участниками процесса, представителей средств массовой информации.
Информация о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании должна быть общедоступной.
О проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании указывается также в протоколе судебного заседания и во вводной части принятого по делу судебного акта.
8. До
оглашения определения суда о проведении разбирательства дела
в закрытом судебном заседании не допускается удаление из зала судебного заседания
лиц, не являющихся участниками процесса, представителей средств массовой
информации. В тех случаях, когда решение о проведении разбирательства дела в
закрытом судебном заседании принимается при
назначении уголовного дела к судебному разбирательству, лица, не являющиеся участниками процесса, представители средств массовой информации в
зал судебного заседания не допускаются.
После оглашения определения суда о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании лица, не являющиеся участниками процесса, представители средств массовой информации удаляются из зала судебного заседания, о чём указывается в протоколе судебного заседания.
Если судом принято решение о проведении части разбирательства уголовного дела в закрытом судебном заседании, лица, не являющиеся участниками процесса, представители средств массовой информации не допускаются только на эту часть судебного разбирательства.
Проведение закрытого судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи не допускается, а аудио- и видеозапись такого заседания не производится.
При проведении закрытого судебного заседания не допускается формирование дела в электронной форме.
9. Суд рассматривает гражданское дело, а также дело, вытекающее
из административных правоотношений, в закрытом судебном заседании,
если в нём содержатся сведения,
составляющие государственные секреты и иную
охраняемую законом тайну, либо,
если законом предусмотрено обязательное
рассмотрение гражданского дела в
закрытом судебном заседании.
По ходатайству участника процесса суд вправе рассмотреть гражданское дело, а также дело, вытекающее из административных правоотношений, в закрытом судебном заседании в целях обеспечения права на неприкосновенность частной жизни либо сохранения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (части вторая и третья статьи 12 ГПК, часть вторая статьи 13 КоАС).
При этом необходимо иметь в виду, что ходатайство о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании может исходить не только от лица, заявляющего ходатайство в своих собственных интересах, и (или) от его представителя, но и от лиц, которым в силу статей 50, 52 ГПК предоставлено право действовать в защиту прав и законных интересов других лиц (например, от прокурора, органа опеки
и попечительства и т. д.).
10. Проведение разбирательства уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается при наличии оснований, предусмотренных частями первой и третьей статьи 19 УПК.
11. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании в целях сохранения государственных секретов и иной охраняемой законом тайны допускается только при наличии в деле сведений, которые в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О защите государственных секретов» отнесены к государственным секретам и иной охраняемой законом тайне.
12. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании в целях сохранения коммерческой тайны может производиться, если обладатель такой информации, заявивший соответствующее ходатайство, принял меры по защите коммерческой тайны в соответствии со статьёй 10 Закона Республики Узбекистан «О коммерческой тайне».
При решении вопроса о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании по мотиву сохранения коммерческой тайны судам надлежит учитывать, что режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, предусмотренных в статье 5 Закона Республики Узбекистан «О коммерческой тайне».
13. При решении вопроса о проведении разбирательства дела
в закрытом судебном заседании по мотиву обеспечения права лица
на неприкосновенность частной жизни судам надлежит принимать во внимание характер и содержание сведений о частной жизни лица, а также возможные последствия разглашения таких сведений.
14. Следует иметь в виду, что по закону:
а) фотосъёмка, видеозапись, а также трансляция в средствах массовой информации открытого судебного заседания допускается:
при рассмотрении гражданского дела – с разрешения председательствующего в судебном заседании после получения на это согласия сторон по делу;
при рассмотрении уголовного, административного, экономического дела и дела об административной ответственности – с разрешения председательствующего в судебном заседании после заслушивания мнения сторон;
б) аудиозапись открытого судебного заседания допускается:
при рассмотрении гражданского дела – с разрешения председательствующего в судебном заседании после получения на это согласия сторон по делу;
при рассмотрении уголовного дела и дела об административной ответственности – с разрешения председательствующего в судебном заседании после заслушивания мнения сторон.
Обратить внимание судов, что присутствующие в зале судебного заседания могут свободно вести письменные заметки, стенограмму по любому делу, а при рассмотрении экономического дела и дела, вытекающего из административных правоотношений, также аудиозапись.
Об удовлетворении либо отклонении ходатайств участников процесса, обращений представителей средств массовой информации суд выносит определение на месте, которое вносится в протокол судебного заседания.
Суд предупреждает представителей средств массовой информации об ответственности за правильность, правдивость, объективность и достоверность распространяемой информации, о чём вносится запись в протокол судебного заседания.
15. Действия лиц, осуществляющих фиксацию хода судебного заседания в допускаемых законом формах, не должны мешать порядку в судебном заседании.
Злоупотребление
лицами, присутствующими в судебном заседании
и пользующимися правом на фиксацию его хода, этим правом, является нарушением порядка в
судебном заседании. В этом случае суд вправе применить к виновным лицам меры воздействия,
предусмотренные процессуальным законом.
16. Следует иметь в виду, что лицам, посещающим судебное заседание, в том числе представителям средств массовой информации должен быть обеспечен вход в здание суда в строгом соответствии с порядком, установленным актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности суда. В связи с этим судам необходимо обеспечить возможность ознакомления с этими документами при входе в здание суда.
При этом следует иметь в виду, что представители средств массовой информации иностранных государств допускаются в зал судебного заседания по предъявлению документа об их аккредитации в Республике Узбекистан.
17. В соответствии с требованием процессуального закона оглашение судебных актов, состоявшихся по результатам рассмотрения гражданских, уголовных, экономических, административных дел и дел об административных правонарушениях, осуществляется публично независимо от разбирательства дела в открытом или закрытом судебном заседании, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В частности, решение суда по рассмотренному в закрытом судебном заседании гражданскому делу, затрагивающему права и законные интересы несовершеннолетнего (например, по делу об усыновлении (удочерении), объявляется непублично.
18. Обратить внимание судов, что запрещается создание условий, ограничивающих или исключающих доступ в открытое судебное заседание лиц, не являющихся участниками процесса, в том числе представителей средств массовой информации, что является нарушением процессуального закона и влечет установленную законом ответственность.
19. Информация о деятельности судов является общедоступной,
за исключением случаев ограничения доступа к информации законом (статья 6 Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов власти и управления»).
К информации ограниченного доступа относятся, в частности, сведения, составляющие:
государственные
секреты (статьи 3, 5 Закона Республики Узбекистан
«О защите государственных секретов»);
иную охраняемую законом тайну (например, тайну усыновления (удочерения) (статья 153 Семейного кодекса Республики Узбекистан);
врачебную тайну (часть пятая статьи 25 Закона Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан», статья 19 Закона Республики Узбекистан «Об охране репродуктивного здоровья граждан»);
иные сведения, доступ к которым ограничен на основании закона.
Суд не вправе отказать в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на то, что её часть относится к информации ограниченного доступа. В таком случае предоставляется общедоступная часть информации.
20. Предоставляемая пользователям информация о деятельности судов должна быть своевременной и предоставляться в установленные законом сроки.
21. Информация о деятельности судов может быть предоставлена пользователям по их запросу, то есть обращению в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа. К запросу, поступившему в суд по всемирной информационной сети Интернет (далее – сети Интернет), то есть запросу в виде электронного документа, применяются общие требования, предьявляемые к оформлению письменных запросов.
По
устному запросу может быть предоставлена информация
о деятельности суда, не требующая специальной проверки и поиска.
Например, по устному запросу может быть предоставлена информация о времени и месте судебного заседания, о стадии и результате рассмотрения дела, о передаче дела по подсудности.
22. Судам следует учитывать, что по закону течение срока рассмотрения запроса о предоставлении информации начинается со дня его регистрации. В целях своевременного предоставления запрашиваемой информации судам надлежит обеспечивать соблюдение сроков регистрации поступивших запросов, а также ответов на них, которые установлены актами, регулирующими делопроизводства в суде.
23. Судам следует учитывать, что, если
запрашиваемая информация опубликована в средствах массовой информации и (или)
размещена
на официальных веб-сайтах судов в сети Интернет, суды вправе ограничиться
указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в
котором опубликована запрашиваемая информация, и (или)
электронного адреса официального веб-сайта с
указанием страницы, на которой размещена запрашиваемая информация.
24. Ознакомление пользователей с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством об архивном деле и принимаемыми в соответствии с ним иными актами.
25. Информация о деятельности судов распространяется через средства массовой информации и в сети Интернет.
Информация о деятельности судов, подлежащая обязательному размещению в сети Интернет, должна определяться исходя из перечня, приведённого в статье 5 Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления».
26. Обратить внимание судов, что размещение на официальных
веб-сайтах судов текстов судебных решений должно осуществляться
в соответствии с требованиями части седьмой статьи 12 ГПК, части одиннадцатой статьи 19 УПК, части шестой статьи 11 ЭПК. Из текстов судебных актов подлежат исключению сведения, составляющие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
Тексты вступивших в законную силу судебных решений могут быть опубликованы на официальном веб-сайте суда с обезличиванием или с согласия участников процесса полностью. При этом тексты судебных решений, подлежащих в силу закона опубликованию (например, текст решения суда о признании нормативно-правового акта или его части недействительным), размещаются на официальных веб-сайтах судов в полном объёме.
27. В целях ознакомления
пользователей с текущей информацией
о работе судов в помещениях судов должны быть установлены информационные стенды
и (или) технические средства аналогичного назначения, на которых размещаются сведения:
о нормативно-правовых актах, определяющих
правовой статус суда
(их перечень);
о режиме работы суда, номерах телефона доверия;
о порядке приёма заявлений, предложений и жалоб;
о предстоящих судебных заседаниях, в том числе и об открытых судебных заседаниях;
о порядке предоставления информации о деятельности суда.
Информационные стенды должны быть размещены в местах, доступных для посетителей.
Сведения о предстоящих открытых судебных заседаниях должны публиковаться также на официальном веб-сайте соответствующего суда.
28. В судах могут быть использованы и другие способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, которые не противоречат закону и не нарушают принцип независимости судей (в частности, приём граждан, представителей общественности, проведение брифингов, интервью, пресс-конференций, выступления в средствах массовой информации и перед населением, распространение пресс-релизов и т. п.).
29. Для поддержания постоянной связи с общественностью официальные представители судов взаимодействуют со средствами массовой информации.
30. В целях информирования общественности о деятельности судов председатели областных и приравненных к ним судов, межрайонных, районных (городских) судов должны:
не реже одного раза в год представлять в соответствующий представительный орган государственной власти информацию
о состоянии осуществления судебной защиты прав и свобод граждан, а также прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций;
не реже
одного раза в месяц организовать на местах встречи судей
с населением.
31. Судебным коллегиям Верховного суда Республики Узбекистан, председателям областных и приравненных к ним судов обеспечить ежеквартальное опубликование обзоров судебной практики по рассмотрению дел соответственно в порядке надзора, апелляционном и кассационном порядке.
Председатель Верховного суда
Республики Узбекистан К. Камилов
Секретарь Пленума,
судья Верховного суда И. Алимов
Фикр қолдириш