СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В Послании Президента Олий Мажлису первостепенное внимание уделяется вопросам обеспечения верховенства закона и истинной независимости судебной власти, повышения качества отправления правосудия, пресечения коррупции, защиты прав и законных интересов человека.
Каждый гражданин, переступивший порог суда, должен быть уверен, что в Узбекистане неукоснительно соблюдаются принципы законности и справедливости. Судьи призваны быть непримиримыми защитниками закона, прочной опорой справедливости. Проводимые реформы в судебно-правовой системе за последние три года были направлены на обеспечение подлинной независимости судов, организацию демократичного и прозрачного механизма по отбору судебных кадров. Для единой судебной практики в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства Верховный суд и Высший хозяйственный суд реорганизованы в Верховный суд Республики Узбекистан. Указом Президента страны «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» от 21 февраля 2017 года реализованы вышеуказанные преобразования.
Упразднен порядок рассмотрения одним и тем же судом экономических дел и по первой, и в апелляционной инстанциях. Впервые в стране учрежден 71 межрайонный, районный (городской) экономический суд, призванный гарантированно защищать законные интересы субъектов предпринимательства, которые вправе рассматривать дела только в первой инстанции.
В результате проведенных преобразований в годовом отчете «Ведение бизнеса-2020» Узбекистан поднялся на семь позиций, заняв 69-е место среди 190 государств, а также вошел в число стран, достигших самых высоких результатов по показателю улучшения предпринимательской среды.
В соответствии с постановлением главы государства «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» от 5 февраля 2019 года утверждена «дорожная карта». В ряд действующих нормативно-правовых актов внесены изменения и дополнения. Экономический процессуальный кодекс дополнен главой 23-1 «Упрощенное производство».
Дело, рассматриваемое в порядке упрощенного производства, рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий двадцати дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении дела, после истечения срока, установленного для представления отзыва на исковое заявление, доказательств и иных документов, а также срок рассмотрения дела продлению не подлежит. В то время как по общему правилу дело рассматривается в срок не более месяца с момента вынесения определения о подготовке дела к судебному разбирательству.
Экономический процессуальный кодекс дополнен статьей 163-1 «Досудебное заседание», которой регламентированы его условия и порядок проведения. Согласно новой норме, о времени и месте досудебного заседания стороны и другие заинтересованные лица извещаются судебными повестками, заказными письмами, телефонограммами, телеграммами и другими средствами связи, обеспечивающими фиксирование факта извещения.
В статье 171 этого же документа в новой редакции говорится, что теперь суд вправе отложить судебное разбирательство только при невозможности рассмотрения дела в судебном заседании в случае непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств.
Прошедший период характерен тесными контактами с гражданами, изучением их проблем. Если в 2018 году во время выездных приемов были приняты 6 679 граждан, то в 2019-м — 15 447 человек.
С участием субъектов предпринимательства в 2019 году в экономических судах было рассмотрено 31 948 дел, в результате в их пользу взыскано 1,3 триллиона сумов. Открытость и прозрачность судов, а также приоритет предпринимательской деятельности при рассмотрении дел укрепляют веру бизнесменов в правосудие.
Данные преобразования предоставляют участникам судебного процесса, в частности, субъектам предпринимательства максимальные удобства, позволяют экономить средства и время. Судьи настроены и впредь обеспечивать открытость и прозрачность деятельности, упрощать судопроизводство, повышать правосознание и правовую культуру граждан, эффективно использовать возможности современных информационно-коммуникационных технологий.
Бахтиёр Исаков,
заместитель председателя Верховного суда,
председатель Судебной коллегии по экономическим делам
Фикр қолдириш