ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ВО ГЛАВЕ ПОЛИТИКИ УЗБЕКИСТАНА
В Узбекистане вопросы поощрения, соблюдения и защиты прав человека рассматриваются, как один из приоритетов государственной политики и взаимодействия с международными партнерами. Сегодня в стране создана система, отвечающая современным критериям демократии и прав человека.
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования судебной системы демократического типа является наличие гражданского общества, которое является главной опорой подлинной демократии и правовой государственности: оно способствует их построению и служит залогом сохранения и укрепления конституционно-правовых принципов организации и деятельности органов судебной власти. Гражданское общество служит гарантом эффективной судебной защиты интересов общества от любых злоупотреблений препятствует наступлению на права человека, ограничивает коррупцию и т. д.
Гражданское общество и независимый, самостоятельный и беспристрастный суд представляют собой причинно-взаимосвязанные, необходимые системные компоненты правового государства, развитие одного явления невозможно без адекватного совершенствования другого.
Судебные и правоохранительные органы реализуют благородную идею — «Служить интересам народа».
Компетенция судебных органов в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека определена Законом Республики Узбекистан «О судах», в соответствии со статьей 2 которого «суд в Республике Узбекистан призван осуществлять защиту прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций».
В системе юридических гарантий прав и свобод человека трудно переоценить значение специальных процессуальных правил и процедур, с помощью которых обеспечивается реализация и защита основных прав и свобод человека.
В 2017 году в Верховном суде состоялись встречи с Верховным комиссаром ООН по правам человека Зейд Рейд аль-Хусейном, Специальный докладчиком ООН по вопросам свободы религии Ахмедом Шахидом. В 2019 году, Верховным судом совместно с НЦПЧ организован визит в Узбекистан Специального докладчика ООН по вопросу независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Саян.
Состоялись встречи представителей Верховного суда с делегациями ООН (руководители Управления по наркотикам и преступности, Центра превентивной дипломатии в Центральной Азии), ОБСЕ (директор БДИПЧ, Представитель по свободе СМИ), Европейского Союза и других структур.
Были проведены переговоры с делегацией Международной неправительственной организации «Human Rights Watch», целью которых явились обсуждение направлений сотрудничества в области прав человека.
В 2017 году состоялся визит делегации Регионального представительства Управления Верховного комиссара ООН по правам человека по Центральной Азии во главе с Ришардом Комендой в Узбекистан. В ходе встречи в Верховном суде обсуждались основные направления совместной деятельности по реализации договоренностей, достигнутых в ходе пребывания в Узбекистане Верховного комиссара ООН по правам человека З.Р. аль Хусейна (10-11 мая 2017 года).
В рамках реализации Меморандума о сотрудничестве в сфере прав человека между ПРООН и Узбекистаном, который предусматривает активизацию сотрудничества в таких направлениях, как проведение совместных консультаций, оказание взаимного содействия в сфере разработки и реализации программ и планов, направленных на защиту и поощрение прав и свобод человека, осуществляется совместный проект Верховного суда, ЮСАИД и ПРООН «Партнёрство в сфере верховенства закона в Узбекистане».
Верховный суд принял активное участие в ходе представления в договорные органы ООН Пятого национального доклада Республики Узбекистан по выполнению положений Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Информации о выполнении Узбекистаном Резолюции СПЧ ООН 30/7 «Права человека при отправлении правосудия, включая правосудие в отношении несовершеннолетних», Комментарии к Докладу Государственного департамента США «О свободе вероисповедания в мире за 2017 год» в части Узбекистана.
В целях обеспечения реализации конституционного права на свободу и личную неприкосновенность продолжается имплементация положений процедуры «Хабеас кор-пус».
Реализуются меры по совершенствованию института адвокатуры, в части усиления гарантий прав задержанных, обвиняемых, свидетелей и других участников процесса на правовую защиту в период дознания, предварительного и судебного следствия.
Получило повсеместное распространение «Правило Миранды».
С учётом опыта развитых стран часть I статьи 224 Уголовно-процессуального кодекса дополнена положением о том, что компетентное лицо обязаны сообщить подозреваемому, что он задержан по подозрению в совершении преступления, и потребовать от него проследовать в ближайшее учреждение органов внутренних дел или иной правоохранительный орган. Компетентное лицо обязаны разъяснить задерживаемому процессуальные права на телефонный звонок или сообщение адвокату либо близкому родственнику, иметь защитника, отказаться от дачи показаний, а также уведомить, что данные им показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу против него. При этом задерживающее лицо обязано назвать себя и по требованию задерживаемого предъявить документ, удостоверяющий его личность.
Упразднено уголовное наказание в виде ареста в пользу применения видов наказания не связанных с лишением свободы, сокращены сроки задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления с 72 до 48 часов, применения мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста, предварительного следствия с 1 года до 7 месяцев, приняты дополнительные организационно-правовые меры по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности, введена отдельная уголовная ответственность фальсификацию доказательств, следственные изоляторы и изоляторы временного содержания будут оснащены средствами видеонаблюдения.
В 2019 году судами по уголовным делам рассмотрено 28 846 дел в отношении 36 845 лиц, что на 24,4 % дел и 24,2 % лиц меньше, чем за 2018 год.
При этом 859 лиц оправданы и реабилитированы, количество осужденных составило 27 603 лица, из них в отношении 6 957 лиц назначено наказание в виде лишения свободы, а в отношении 19 278 лиц назначены другие виды наказаний, 1 368 лиц осуждены условно.
В числе осужденных 24 491 мужчина, 3 112 женщин, 10 700 молодых людей (в том числе 497 несовершеннолетних лиц) и 873 лица старше 60 лет.
Также, 3 080 лиц освобождены из-под стражи из зала суда в связи с назначением им наказаний, не связанных с лишением свободы, 26 436 лиц освобождены от отбывания наказания условно-досрочно, 8 028 лицам назначенное наказание заменено на более мягкое и из обвинения 6 665 лиц исключены или переквалифицированы статьи, необоснованно вменённые органами предварительного следствия.
На основании гарантийных писем Союза молодёжи 270 лицам, Комитета женщин 210 женщинам и сходов граждан махаллей 1 373 лицам назначены наказания, не связанные с лишением свободы.
В сравнении с 2018 годом сократились показатели судимости по таким видам преступлений, к которым, в частности, относятся, угон транспортного средства, мошенничество, незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан, умышленное убийство, разбой, грабёж, хищение путём присвоения или растраты, кража, хулиганство, нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, умышленное тяжкое и средней тяжести телесное повреждение, уклонение от содержания несовершеннолетних или нетрудоспособных лиц, содержание притонов или сводничество, торговля людьми, злоупотребление властью или должностными полномочиями, должностной подлог, организация и проведение азартных и других основанных на риске игр.
Одним из важных направлений реализуемых в Узбекистане реформ является демократизация судебно-правовой системы, обеспечение ее подлинной независимости и укрепление гарантий надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, повышение уровня доступа граждан к правосудию, совершенствование системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, реализацию принципа состязательности в судебном процессе, совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг.
Новой вехой в развитии и дальнейшем становлении независимой и эффективной судебной системы стало издание Указа Президента Республики от 21 февраля 2017 года № УП-4966 «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан».
В соответствии со структурными преобразованиями в судебной системе Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан объединен с Верховным судом Республики Узбекистан, который стал единым высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства.
Созданы административные суды, уполномоченные рассматривать споры, вытекающие из публично-правовых правоотношений и административные правонарушения. Хозяйственные суды переименованы в экономические суды с созданием межрайонных экономических судов.
Отдельное внимание уделяется эффективному использованию института общественного контроля, в том числе с активным вовлечением в этот процесс представителей средств массовой информации, негосударственных некоммерческих организаций. Как подчеркнул Президент Республики Узбекистан, выступая на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции, общественный контроль — это не только контроль над деятельностью государственных органов, но и один из важных факторов развития гражданского общества.
Данные шаги повлияли на то, что осуществляемые в стране реформы получают высокую оценку со сторону международных экспертов. В частности, Специальный докладчик ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Саян, посещавший Узбекистан в сентябре прошедшего года приветствовал меры, принимаемые руководством страны, по реформированию судебно-правовой системы, обеспечению независимости судей и доступа к правосудию.
Азиз Мирзаев,
доктор юридических наук, доцент
Фикр қолдириш