НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ КАК СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Институт налоговых агентов является одним из важных институтов налогового законодательства. Он имеет конкретное практическое значение, существенно облегчая как осуществление контрольных функций налоговых органов за своевременностью и правильностью исчисления и уплаты налогов, так и создавая определенные удобства для самих плательщиков налогов. Например, вместо того, чтобы каждый работник подсчитывал и уплачивал свой подоходный налог, работодатель в роли налогового агента обязан подсчитать подоходный налог работников и, суммировав удержанные налоги всех сотрудников, перечислить их в бюджет.

Налоговому органу, конечно же, легче проконтролировать правильность подсчета и уплаты налога работодателем, чем у множества его сотрудников, если бы они делали это в индивидуальном порядке. В предусмотренных налоговым законодательством случаях выполнение иностранными юридическими и физическими лицами обязанности по уплате налогов облегчается налоговыми агентами, государству же в лице его налогового органа проще осуществлять финансовый контроль только за налоговыми агентами.

Налоговыми агентами могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица. Статусом налогового агента наделены работодатели; хозяйствующие субъекты, выплачивающие дивиденды, проценты; организации, выплачивающие налоговым нерезидентам доходы (главы 48 и 50 Налогового кодекса Республики Узбекистан (НК); арендаторы жилья, транспортных средств и другого имущества, и другие лица. Например, при предоставлении на территории Республики Узбекистан органами государственной власти и управления в аренду государственного имущества налоговым агентом признается уполномоченный орган по предоставлению государственного имущества в аренду (часть первая статьи 256 НК).

Начисление налога налоговым агентом включает в себя ряд действий: на основе данных бухгалтерского учета исчисляется налоговая база, определяется необходимая налоговая ставка, при наличии применяется налоговая льгота, удерживается сумма налога и своевременно перечисляется в бюджет. Для исполнения своей задачи налоговый агент должен хорошо знать налоговое законодательство. Основные права и обязанности налоговых агентов предусмотрены в статьях 23, 74, 81–85, 89, 131 НК и в других. Порядок исчисления налога, представления налоговой отчетности и уплаты налога на доходы физических лиц предусмотрен в главе 56 НК.

Новеллой новой редакции НК считается порядок уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость налоговыми агентами. Так, при реализации товаров (услуг) на территории Республики Узбекистан иностранными лицами, которые не состоят на учете в налоговых органах, налоговыми агентами признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели или постоянные учреждения иностранных лиц, которые являются покупателями (получателями) товаров (услуг). Если при расчетах с названными иностранными лицами участвуют на основании договоров поручения, комиссии или других посреднических договоров юридические лица Республики Узбекистан, индивидуальные предприниматели или постоянные учреждения иностранных юридических лиц, то такие лица также признаются налоговыми агентами. При оказании иностранными юридическими лицами услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Республики Узбекистан, налоговыми агентами признаются покупатели этих услуг (статья 255 НК).

Деятельность налоговых агентов построена по принципу – источник дохода подсчитывает и уплачивает налоги за налогоплательщика. Их роль можно образно сравнить с прочным и устойчивым мостом между налоговым органом и налогоплательщиком. Налоговые агенты подсчитывают и уплачивают налоги без получения на это согласия самого налогоплательщика. Налоговые агенты являются представителями налогового органа во взаимотношениях с налогоплательщиками, но в отличие от налогового органа они не обладают государственно-властными полномочиями. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, но имеются нормы, ограничивающие их права. От налогоплательщиков, например, они отличаются тем, что в силу части 13 статьи 97 НК налоговые агенты не могут ходатайствовать об отсрочке или рассрочке срока уплаты налогов.

В период действия старой редакции Налогового кодекса при рассмотрении в суде экономических дел о взыскании налогов, доначисленных по результатам камерального надзора, ряд арендаторов автотранспортных средств, которые принадлежали физическим лицам, просили отказать в удовлетворении требования налоговой инспекции. При этом арендаторы сослались на заключенный в нотариальном порядке договор аренды транспортного средства. По мнению арендаторов, государственный нотариус не стал бы утверждать договор аренды, если хотя бы одно из его условий противоречило действующему законодательству. Поскольку договор утвержден нотариусом, а в нем содержится условие, что обязанность по уплате налогов возлагается на арендодателя, следовательно, налоговая инспекция должна была предъявить требование к собственнику транспортного средства – физическому лицу, а не к арендатору – субъекту предпринимательства. Суд признал, что возражения арендаторов не основаны на законе. Арендодатель транспортного средства получал доход от арендатора – юридического лица, поэтому последний считается налоговым агентом. Обязанность налогового агента вытекала из требований статей 176, 184, 185 старой редакции НК. В новой редакции Кодекса такая обязанность налогового агента предусмотрена статьями 387, 375 НК. Следует иметь в виду, что если обе стороны договора аренды физические лица, то арендодатель не считается налоговым агентом.

Согласно статье 393 НК, в таких случаях получающий имущественный доход арендодатель уплачивает налог сам на основании декларации о совокупном годовом доходе.

К имеющим налоговую задолженность налоговым агентам могут быть приняты все обеспечительные меры выполнения налоговых обязательств, которые предусмотрены в главе 13 НК, а именно: залог имущества, поручительство, банковская гарантия, пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество.

В новой редакции НК предусмотрен отличающийся от прежнего порядок взыскания налоговой задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, если налоговая задолженность не признается, налоговые органы могут ее взыскать за счет имущества обязанного лица только по решению суда. При признании налоговой задолженности взыскание за счет имущества и наличных средств обязанного лица, имеющего налоговую задолженность, может производиться по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (статья 123 НК).

Джамиля Акрамова,

Азизбек Акбаров,

судьи Ферганского межрайонного экономического суда

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: