«ЧЕЛОВЕК — ОБЩЕСТВО — ГОСУДАРСТВО»: ПРИОРИТЕТ ЛИЧНОСТИ

Неотъемлемой характеристикой любого демократического государства является законодательство с наличием системы гарантий прав личности. Конституция Республики Узбекистан, провозгласив человека, его права и свободы высшей ценностью, определила тем самым приоритет личности во взаимодействиях цепочки «человек — общество — государство» и заложила главные ориентиры в системе национального законодательства.

Результатом судебной реформы явилось реформирование уголовно- процессуального законодательства на основе таких принципов, как разделение власти, охрана прав и свобод человека и гражданина, презумпция невиновности, состязательность сторон, обеспечение права на защиту, и других.

Принятие Указа Президента «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности» от 10 августа — очередной прогрессивный шаг, служащий совершенствованию уголовного судопроизводства, которое основано на соблюдении принципов демократии и гуманизма.

В документе указаны не только ключевые гарантии прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, закрепленные в действующем уголовно-процессуальном законодательстве применительно к стадии дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства. Также на государственные органы и должностные лица, ответ­ственные за производство по уголовным делам, возложены дополнительные задачи и обязанности.

Кроме того, Указ содержит ряд важных приоритетных положений по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, направленных на обеспечение защиты прав более уязвимых лиц общества: несовершеннолетние, инвалиды первой и второй групп, женщины, мужчины старше шестидесяти лет. Указаны меры и основания, согласно которым в законном порядке можно будет назначать размер наказания на половину меньше от предусмотренного максимального срока, либо полностью освобождать лицо от уголовной ответственности в связи с примирением сторон, что в свою очередь является ярким подтверждением последовательного продолжения Президентом нашей страны реализации в полной мере принципа — все для народа.

Согласно Указу внедряется институт соглашения о признании вины. При этом по некоторым категориям преступлений, если лицо явилось с повинной, чистосердечно раскаялось, активно способствовало раскрытию преступления и загладило причиненный вред, предусматривается заключение письменного соглашения с органами дознания и предварительного следствия и назначение за совершенное им деяние судом срока и (или) размера наказания, не превышающего половины максимального наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

Кроме того, внедряется порядок применения института примирения в случае изменения предъявленного лицу обвинения на статью или часть статьи Особенной части Уголовного кодекса Республики Узбекистан, подпадающие под действие института примирения независимо от того, в какой судебной инстанции рассматривается уголовное дело.

Необходимо заметить, что ранее данной нормы в Уголовном кодексе не было. То есть если даже действия подсудимого переквалифицировались на статью, которая подпадала под действие института примирения, суд не имел права примирить стороны. Соответственно лицо должно было быть признано виновным и получить наказание. То же самое не могла сделать и вышестоящая инстанция, когда примирение сторон в первой инстанции по каким-либо основаниям не осуществилось. Сегодня законодательство будет приведено в соответствие, и суд на любой судебной инстанции сможет дело прекратить в связи с примирением сторон.

Согласно статье 45 Конституции Республики Узбекистан права несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых находятся под защитой государства. Свидетельством исполнения данной нормы Основного Закона является то, что рассматриваемым Указом впервые устанавливается порядок, в соответствии с которым правило, не допускающее освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением лица, имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, не применяется в отношении несовершеннолетних, инвалидов первой и второй группы, женщин, мужчин старше шестидесяти лет, а также лиц, совершивших преступление по неосторожности. Кроме того, уже не будет допускаться применение в отношении несовершеннолетних, инвалидов первой и второй группы и лиц пенсионного возраста меры пресечения в виде заключения под стражу по делам об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше трех лет, а также о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше пяти лет.

Необходимо отметить, что действующий в настоящее время Уголовно-процессуальный кодекс содержит статьи 50 и 51, в которых регулируется порядок приглашения защитника и его обязательное участие.

Указом Президента устанавливается обязательность обеспечения встречи наедине с адвокатом лицу с момента его фактического задержания или завершения оперативного мероприятия, связанного с его задержанием на месте преступления либо объявления ему постановления о признании подозреваемым до проведения процессуальных действий с данным лицом.

И устанавливается обязательное участие защитника по делам лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжкого преступления, а также лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.

Помощь адвоката по уголовным делам — одна из базовых гарантий реализации права на защиту, поэтому очень важно, чтобы лицо с момента задержания имело возможность понять, что с ним происходит, рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь и поддержку, чтобы правильно и своевременно его права и интересы были защищены.

Принцип уважения основных прав и свобод человека и гражданина является обязательством каждого государства. Поэтому вышеупомянутые реформы в судебно-следственной сфере, направленные на обеспечение безусловного и неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности, позволят повысить качество осуществляемой работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда по всемерной защите прав и законных интересов граждан.

Эльза Шамсутдинова,
судья Юнусабадского районного суда

по уголовным делам города Ташкента

 (газета «Правда Востока»,

19 августа 2020 года)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: