ЧТОБЫ ВЕРДИКТ БЫЛ ГАРАНТИРОВАННО СПРАВЕДЛИВЫМ
Авторитет и престиж любого государства оцениваются степенью защиты прав, свобод и законных интересов человека, уважения чести и достоинства личности.
В нашей стране право на свободу и личную неприкосновенность как одно из основных прав и свобод человека закреплено в статье 25 Конституции: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона». Статья 44 Основного закона прямо закрепляет: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений».
Есть эффективный механизм
Опыт большинства государств показывает, что без создания на национальном уровне эффективного механизма обеспечения и защиты прав человека невозможно формирование справедливого гражданского общества и демократического правового государства. Реальное обеспечение личных прав и свобод человека является предпосылкой устойчивого и динамичного развития любого государства. В данном контексте проводятся преобразования и в нашей республике.
В Стратегии действий основное место отводится приверженности неукоснительной защите прав человека. Всемерное обеспечение прав и свобод, гарантом которых является Президент Узбекистана, стало основным ориентиром осуществляемой в стране судебно-правовой реформы.
Указ главы государства «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности», принятый 10 августа этого года, стал логическим продолжением осуществляемых в стране реформ, следующим этапом на пути обеспечения неотъемлемых прав и свобод человека. Реализация данного документа позволит достигнуть усиления состязательности сторон уголовного процесса, обеспечения активного участия защиты на стадии предварительного следствия, что в конечном итоге послужит качественному отправлению правосудия.
Одним из острых и сложных в действующем уголовном законодательстве был и остается вопрос допустимости мер воздействия при расследовании преступлений. Хотя нормы международного права, Конституция Республики Узбекистан и действующее уголовно-процессуальное законодательство ограничивают пределы такого рода воздействия, далеко не все вопросы, связанные с правовой регламентацией подобных ограничений, нашли свое однозначное решение.
Данным указом предусматривается дальнейшее совершенствование деятельности по раскрытию преступлений, согласно которому получение заявлений, объяснений или показаний от подозреваемого, обвиняемого или подсудимого сотрудниками органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, осуществляется на основании письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или судьи, в производстве у которого находится данное уголовное дело, и исключительно при участии защитника (за исключением случаев отказа от защитника в установленном порядке).
Это позволит впредь исключить практику самооговора и оговора других лиц в форме явки с повинной или заявлений о преступлениях, отбираемой сотрудниками органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, от которой подсудимые в ходе судебного разбирательства зачастую отказывались, мотивируя тем, что на них были оказаны меры физического или психологического воздействия.
Защита как паритетная сторона
Дополнительной гарантией обеспечения права на защиту будет установление обязательного участия защитника при рассмотрении дел в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжкого преступления, а также тех, в отношении кого рассматривается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. Тогда как, согласно действующему законодательству, участие защитника обязательно по делам лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, за которые может быть назначено пожизненное лишение свободы, а лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, — если защитник участвовал в деле.
Дальнейшая либерализация уголовного законодательства пройдет за счет внедрения института соглашения о признании вины, при котором по некоторым категориям преступлений предусматривается заключение письменного соглашения с органами дознания и предварительного следствия и назначение судом наказания не более половины размера и (или) срока максимального наказания. О чем регламентировано в статье особенной части Уголовного кодекса в отношении лиц, явившихся с повинной, чистосердечно раскаявшихся, активно способствовавших раскрытию преступления и загладивших причиненный вред.
В судебной практике встречались случаи, когда невозможно было проверить в суде показания свидетеля, потерпевшего, данные ими на предварительном следствии, в силу тяжелого заболевания, длительного нахождения за границей. Указом предусматривается внедрение порядка предварительного закрепления (депонирования) судом показаний свидетеля и потерпевшего с участием сторон на стадии досудебного разбирательства по уголовному делу.
Если предъявлено обвинение
Документом поставлены задачи дальнейшего совершенствования рассмотрения уголовных дел. Так, по действующему законодательству, если во время судебного следствия установлены обстоятельства, указывающие на совершение подсудимым преступления, по которому обвинение ему ранее предъявлено не было, правом на внесение в суд ходатайства о выявлении оснований для привлечения подсудимого к уголовной ответственности по новому обвинению обладают только потерпевший и прокурор. Также предусматривается наделение всех сторон по делу правом на внесение в суд ходатайства о выявлении оснований для привлечения к участию в деле в качестве обвиняемого лица, не привлеченного к ответственности, если во время судебного следствия будут установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления этим лицом. Будут расширены пределы применения института примирения.
Программный модуль позволит осуществлять регистрацию заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях в электронном виде. Все вместе это свидетельствует о том, что национальное законодательство приводится в соответствие с общепризнанными международными стандартами, реализуется конституционное установление судебной власти в качестве гаранта прав и свобод граждан. Имплементация в законодательство Узбекистана международных стандартов справедливого уголовного процесса, безусловно, является позитивным шагом, заслуживающим одобрения и всемерной поддержки.
Нодира БОБОХОНОВА,
судья Верховного суда
Республики Узбекистан
(газета «Народное слово»,
18 сентября 2020 года)
Фикр қолдириш