ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА
В стране идет последовательная работа по обеспечению подлинной независимости судей, совершенствованию системы отбора, подготовки и назначения квалифицированных кадров на столь ответственную должность.
Одним из основных документов, направленных на построение правового демократического государства и сильного гражданского общества, явился Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года. В нем заложены концептуальные вопросы общественно-политического, социально-экономического, культурно-гуманитарного развития страны, обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы.
Для реализации данного стратегического документа приняты меры по защите прав и свобод граждан и реформированию судебной системы. Они регламентированы в Указе Президента «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан». Им усовершенствована система отбора кандидатов и назначения на должности судей, повышен статус и полномочия органа, ответственного за формирование высококвалифицированного судейского корпуса. Образован также Высший судейский совет.
Устранено дублирование функций управления судебной системой и для формирования единой судебной практики объединены Верховный и Высший хозяйственный суды.
7 декабря 2020 года глава государства подписал Указ «О мерах по обеспечению подлинной независимости судей и повышению эффективности предупреждения коррупции в судебной системе». Документ направлен на укомплектование судебной системы квалифицированными и добросовестными кадрами, открытость и прозрачность в деятельности судебных органов, дальнейшее повышение доверия граждан и субъектов предпринимательства к судебной власти, а также реализацию Государственной программы по противодействию коррупции.
В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений» внесены изменения и дополнения в процессуальное законодательство.
Так, в Экономическом процессуальном кодексе упраздняется инстанция рассмотрения дел в порядке надзора. Теперь экономическому суду также подведомственны дела по инвестиционным спорам и конкуренции. Они могут рассматриваться непосредственно Верховным судом по желанию крупного инвестора по инвестиционным спорам, сторон по делам о конкуренции.
Законом исключено право прокурора участвовать в судебных заседаниях по всем делам. В частности, он по собственной инициативе не может участвовать в разбирательстве дела, возбужденного по заявлению других лиц. Предусмотрено также право Уполномоченного при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства подавать апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, за исключением экономических споров, возникающих между субъектами предпринимательства, а также споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Введено понятие «повторное рассмотрение дела в кассационном порядке».
Оно производится коллегиально в составе пяти судей. Продлен срок подачи кассационной жалобы до одного года. Расширен список оснований для отказа в принятии к производству кассационной жалобы. Исключено право суда кассационной инстанции исследовать новые доказательства и устанавливать новые факты. Включены основания, в соответствии с которыми заявления, поданные по истечении трех лет с момента вступления в законную силу судебного акта, могут быть рассмотрены.
Успешное реформирование всех направлений судебно-правовой сферы станет не только результатом, но и залогом демократизации и либерализации государства. Последовательное и поэтапное решение задач, стоящих перед судебно-правовой сферой, будет служить укреплению верховенства права и формированию сильного гражданского общества.
Насиба АБДУРАХМАНОВА,
судья Ташкентского межрайонного
экономического суда
(газета «Народное слово»,
26 января 2021 года)
Фикр қолдириш