«ОДИН СУД — ОДНА ИНСТАНЦИЯ»: КАК ДАННЫЙ ПРИНЦИП ИЗМЕНИТ СФЕРУ
Справедливость — прочный фундамент государственности. Судебная власть играет решающую роль в обеспечении правосудия. Между тем в Узбекистане продолжается реализация реформ, направленных на обеспечение защиты прав и свобод человека, верховенства закона. Так, за последние четыре года государство сделало решительные шаги по коренному реформированию судебно-правовой системы. Принято более 40 законов, Указов и постановлений по приоритетным вопросам в этой сфере.
Вместе с тем предстоит еще много работы в данном направлении. Так, в ходе выступлений на совещаниях, собраниях и заседаниях Президент не раз отмечал факт изменений в деятельности судебной власти и ментальности самих судей, свидетельствующих об усилении чувства ответственности, независимости, социальной справедливости.
За последние полтора года суды отменили 1 730 решений хокимов о выделении земли, сносе и приватизации зданий и сооружений. Через суды восстановлены права граждан и предпринимателей, связанные с земельными отношениями (1 000 случаев), в связи со сносом (51), касательно приватизации (62). Более того, только в 2018-2019 годах судами первой инстанции было оправдано 307 человек в рамках 192 уголовных дел.
Как подчеркнул Президент Шавкат Мирзиёев 30 июня 2020-го в рамках видеоселекторного совещания по вопросам обеспечения правосудия и противодействия коррупции, каждый, кто приходит в здание суда, должен уходить с уверенностью в том, что в Узбекистане торжествует справедливость.
Тем не менее нельзя отрицать, что в целом судебная система все еще не достигла ожидаемых от сферы высоких результатов в восстановлении социальной справедливости, достижении законности, предупреждении случаев проявления беззакония и произвола органов власти на местах. К примеру, более чем в восьми тысячах (или 44 процента) обращений, поступивших в 2020-м, заявители жаловались на неполноту, необъективность, затягивание рассмотрения дел в судах.
Также известно, что в 2019-м более 2,5 тысячи (44 процента) дел, рассмотренных в экономических судах в порядке апелляции, кассации и надзора, отменены или изменены. При этом сегодня жалобы на решения областных судов рассматриваются ими же.
Только в 2019 году 13 тысяч таких решений областных судов были изменены или отменены Верховным судом. Это указывает на то, что в одном из двух случаев решения районных и областных экономических судов изменяются после рассмотрения вышестоящим судом, из-за чего страдают предприниматели и инвесторы, что также негативным образом отражается на доверии к судебной власти, обеспечении стабильности и незыблемости решений.
В связи с этим с 2021 года внедряется принцип «один суд — одна инстанция», который станет главным критерием обеспечения справедливости, законности и стабильности судебных решений. Об этом заявил Президент Шавкат Мирзиёев в ходе Послания Олий Мажлису 29 декабря минувшего года. К тому же судебная практика рассмотрения дел в надзорном порядке, само название которой не соответствует сути правосудия, устарела и должна быть искоренена.
Итак, что изменится и в чем сущность новых преобразований?
Следует отметить, что основным поводом к изменению существующей системы стало то обстоятельство, что в настоящее время в областных судах совмещаются первая, апелляционная и кассационная инстанции (апелляция и кассация — стадии пересмотра судебного решения). Таким образом, Президиум областного суда был вынужден пересматривать решения собственного суда, вынесенные в качестве суда как первой инстанции, так и апелляционной.
Разумеется, к апелляционному и кассационному пересмотру дел привлекаются разные судьи. Тем не менее они хорошо знают друг друга, поскольку работают в одном здании, зачастую в соседних кабинетах.
Подобной проблемы давно не существует во многих зарубежных странах, где принцип «один суд — одна инстанция» действует с давних пор.
Что изменит такое преобразование судоустройства? Устранит указанный выше конфликт интересов, который происходит из-за принадлежности судей разных инстанций к одному и тому же суду.
Европейский суд по правам человека критикует судебные системы, где один и тот же суд может выступать последовательно в качестве разных инстанций по делу. В связи с этим судебная система нашей страны переходит от так называемой модели полиинстанционности к моноинстанционности, чтобы избежать ситуаций, когда отдельные суды правомочны пересматривать свои решения.
Полиинстанционность (черта тоталитарной судебной системы) была инструментом политического контроля, осуществляемого через высших судейских чиновников. Однако она подрывала принципы стабильности и окончательности судебных актов.
Внедрение с 1 января 2021 года в судебную систему принципа «один суд — одна инстанция» преследует цели создания удобств для граждан и юридических лиц, предотвращения лишних хлопот и, соответственно, избыточных затрат. Кроме того, имплементация данного принципа приведет к созданию эффективной судебной системы на основе дальнейшего упрощения стадий рассмотрения дела в судах.
Еще одно новшество, входящее в основу принципа «один суд — одна инстанция», — создание при Верховном суде специальной коллегии по разрешению инвестиционных споров.
Как известно, в настоящее время осуществляется широкомасштабная работа для дальнейшего развития экономики нашей страны. Поэтому особую значимость имеют создание соответствующей инвестиционной среды в республике, привлечение в нашу экономику больших капиталовложений, разработка эффективного механизма защиты прав инвесторов. Между тем сегодня инвестиционные споры рассматриваются как гражданскими, так и административными и экономическими судами. Это в свою очередь затрудняет формирование единой судебной практики при решении инвестиционных споров.
Следует отметить, что суд будет правомочен рассматривать инвестиционные споры, возникшие между государственными ведомствами и физическими или юридическими лицами, осуществившими инвестиции на сумму не менее 20 млн долларов. Кстати, инвестор по желанию сможет обратиться непосредственно в судебный состав или в областные экономические суды.
Заслуживает внимания тот факт, что судебный состав в структуре Верховного суда сможет рассматривать дела также в качестве первой инстанции.
Внедрение принципа «один суд — одна инстанция» послужит дальнейшему укреплению независимости судебной власти, упрощению доступа граждан и юридических лиц к защите, воплощению принципа стабильности, окончательности судебных актов и в конечном счете — росту доверия населения к данной системе.
Дильдора Камалова,
декан факультета ТГЮУ
(газета «Правда Востока»,
29 января 2021 года)
Очень хотелось бы прочитать новость о том, что будет осуществляться видеопротоколирование судебных заседаний и диск видеозаписи будет представляться сторонам вместе с решением суда.