ЗАСЕДАНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА
15 января 2021 года состоялось заседание Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.
В заседании, прошедшем в режиме видеоконференцсвязи, приняли участие судьи Верховного суда, председатели и судьи судов общей юрисдикции, административных и военных судов, члены Научно-консультативного совета при Верховном суде, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, представители Конституционного суда, Высшего судейского совета, соответствующих министерств и ведомств, ответственные сотрудники правоохранительных органов.
На заседании, которое вел председатель Верховного суда Республики Узбекистан К. Камилов, отмечалось, что проводимые в нашей стране последовательные реформы по обеспечению верховенства закона и укреплению законности служат демократизации и либерализации судебно-правовой системы. В результате надежно защищаются права и свободы граждан, обеспечивается справедливость в обществе. Речь также шла о выполнении приоритетных задач, возложенных на судебную систему, системной работе по надежной защите прав граждан.
Как отмечено, осуществляемые по инициативе Президента Шавката Мирзиёева судебно-правовые реформы играют важную роль в обеспечении верховенства закона и дальнейшем реформировании судебно-правовой системы, расширении гарантий надёжной защиты прав и свобод граждан, укреплении законности, повышении уровня доступа к правосудию.
В последние годы в стране проводится последовательная работа по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы, усилению мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективному обеспечению правосудия, а также повышению роли органов судейского сообщества. В результате проведенной работы защита прав человека при отправлении правосудия поднята на новый уровень.
В целях последовательной реализации задач в судебно-правовой сфере, повышения уровня доступа граждан к правосудию, улучшения качества рассмотрения дел в судах, а также расширения механизмов обеспечения на практике равенства и состязательности сторон, способствующих принятию объективных, справедливых и законных судебных решений 24 июля 2020 года принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия».
В ходе прошедшего заседания обсужден проект постановления Пленума Верховного суда “О некоторых вопросах применения судами норм процессуального закона в связи совершенствованием института пересмотра судебных решений”.
Как известно в Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Экономический процессуальный кодекс, Кодекс Республики об административном судопроизводстве и Кодекс об административной ответственности внесены изменения и дополнения, предусматривающие усовершенствование института пересмотра судебных решений.
С 1 января 2021 года упразднен институт обжалования судебных решений в порядке надзора, кардинально изменен действующий порядок обжалования судебных решений в апелляционном и кассационном порядке, расширены полномочия судов апелляционной и кассационной инстанций, полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях переданы от административных судов в ведение судов по уголовным делам.
Постановлением Пленума судам разъясняется, что по смыслу статей 1, 3 УПК, статей 1, 7 ГПК, статей 1, 6 ЭПК, статей 1, 8 КоАС, статей 1, 9 КоАО судебное разбирательство, в том числе в судах апелляционной и кассационной инстанции осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на момент производства судебного разбирательства по делу.
В связи с этим, с 1 января 2021 года:
дела об административных правонарушениях, принятые к производству административных судов, но не рассмотренные по существу до 1 января 2021 года, подлежат передаче по подсудности районным (городским) судам по уголовным делам;
кассационные жалобы (протесты), по которым начато судебное разбирательство (которые приняты к производству), должны быть окончены рассмотрением по существу областными и приравненными к ним судами или судебными коллегиями Верховного суда;
кассационные жалобы (протесты), по которым не начато судебное разбирательство (по которым не решен вопрос о принятии их к производству), должны быть рассмотрены в апелляционном порядке с восстановлением пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы (протеста), если отсутствуют другие основания для их возвращения или отказа в принятии к производству;
учитывая, что институт обжалования судебных актов по делам об административных правонарушениях в апелляционном порядке ранее отсутствовал и вводится только с 1 января 2021 года, кассационные жалобы (протесты) по этим делам также должны быть рассмотрены в апелляционном порядке с восстановлением пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы (протеста);
на решения, вынесенные судами апелляционной и кассационной инстанций до 1 января 2021 года, может быть подана жалоба (протест) в кассационном порядке в соответствующую судебную коллегию Верховного суда. В случае отмены решения суда апелляционной или кассационной инстанции, дело направляется на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При новом рассмотрении дела в апелляционном порядке необходимо иметь в виду, что по смыслу части первой статьи 13 Уголовного кодекса уголовное дело подлежит прекращению по пункту 2 статьи 83 УПК в случае, если преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом до вступления приговора в законную силу;
надзорные жалобы (протесты), по которым не начато судебное разбирательство (по которым не решен вопрос о принятии к производству), рассматриваются соответствующими судебными коллегиями Верховного суда в кассационном порядке, если отсутствуют основания для их возвращения или отказа в принятии к производству;
находящиеся на изучении судей Верховного суда жалобы (заявления) о принесении протеста в порядке надзора в Президиум Верховного суда должны быть рассмотрены как заявление о принесении протеста о рассмотрении дела в суде кассационной инстанции повторно;
наличие определения судьи Верховного суда об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебную коллегию не является препятствием для обращения с кассационной жалобой (протестом) в пределах сроков кассационного обжалования судебного акта.
Согласно внесенным в процессуальное законодательство изменениям и дополнениям апелляционные и кассационные жалобы (протесты) на судебные акты областных и приравненных к ним судов, по которым этими же судами начато судебное разбирательство (которые приняты к производству), должны быть окончены рассмотрением по существу соответствующими судебными коллегиями судов данного звена.
Апелляционные и кассационные жалобы (протесты) на судебные акты областных и приравненных к ним судов, по которым не начато судебное разбирательство (по которым не решен вопрос о принятии к производству), должны быть возвращены заявителям, с разъяснением права на обращение с апелляционной жалобой (протестом) в соответствующие судебные коллегии Верховного суда, а в случае истечения сроков апелляционного обжалования – с разъяснением необходимости приложения к апелляционной жалобе ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы (протеста).
Судам также разъясняется, что при рассмотрении ходатайств о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной или кассационной жалобы, изменения и дополнения, внесенные в законодательство, могут быть признаны обстоятельством, являющимся уважительной причиной пропуска срока.
При обсуждении вопроса о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной или кассационной жалобы (протеста) по гражданским, административным, экономическим делам, а также по делам об административной ответственности суды должны исходить из сроков обжалования (опротестования) судебных решений, установленных в ГПК, КоАС, ЭПК и КоАО.
Согласно статей 438 и 445 ГПК, статей 326 и 333 ЭПК, статей 268 и 275 КоАС пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений апелляционной или кассационной инстанции, которыми изменен судебный акт или принят новый судебный акт, производится в той инстанции, в которой изменен судебный акт либо принят новый судебный акт. В случае отмены судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам дело рассматривается тем же судом, которым отменен ранее принятый им судебный акт, в общем порядке, установленном процессуальным законом.
В связи с этим, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений кассационной инстанции, принятых до 1 января 2021 года, которыми изменен судебный акт или принят новый судебный акт, производится соответствующим областным и приравненным к ним судом, которым изменен судебный акт либо принят новый судебный акт. В случае отмены судебного акта кассационной инстанции дело рассматривается этим же судом в апелляционном порядке.
В таком же порядке осуществляется пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений надзорной инстанции, принятых до 1 января 2021 года которыми изменен судебный акт или принят новый судебный акт. В случае отмены судебного акта надзорной инстанции дело рассматривается соответствующей судебной коллегией Верховного суда в кассационном порядке.
Согласно внесенным в статью 25 ЭПК изменениям и дополнениям
рассмотрение дел об инвестиционных спорах отнесены к полномочиям экономических судов, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, по которым возник спор, юридические или физические лица.
Вместе с тем, по общему правилу дела данной категории, по которым до 1 января 2021 года судами по гражданским делам начато судебное разбирательство (принятые к производству), должны быть окончены рассмотрением по существу этими же судами.
Исковые заявления (заявления) по данной категории дел, поданные в суды по гражданским делам (сданные в отделения связи) до 1 января 2021 года, по которым не начато судебное разбирательство (по которым не решен вопрос о принятии к производству), передаются по подведомственности в экономический суд.
По рассмотренному на заседании вопросу принято соответствующее постановление.
Пресс-служба
Верховного суда
Республики Узбекистан
Фикр қолдириш