ИЗБИРАТЕЛИ НЕРАВНОДУШНЫ К ВЫБОРАМ​

Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о выборах? Кому, куда и как нужно обращаться в случае нарушения избирательного права?

Поиск ответов на подобные вопросы очень важен перед предстоящими выборами в Законодательную палату Олий Мажлиса и районные Кенгаши народных депутатов.

Об этом говорилось на семинаре-тренинге по решению избирательных споров для судей административных судов нашей страны, состоявшемся в Верховном суде Республики Узбекистан.

Мероприятие организовано Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан, Координатором проектов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Узбекистане в сотрудничестве с Верховным судом Республики Узбекистан. 

Семинар-тренинг, проведенный в режиме видеоконференции, охватил всех судей административных судов, ведущих свою деятельность в областях республики.

Основными участниками встречи стали профессор Молдавского государственного университета, бывший член Центральной избирательной комиссии Республики Молдова Юрие Чокан и член Центральной избирательной комиссии Республики Молдова Вадим Филиппов.

По мнению эксперта Ю. Чокана, открытость и справедливость проведения выборов являются важнейшими критериями для оценки избирательных процессов. Они позволят предотвратить нарушения законодательства о выборах. Имеется важная правовая основа для предотвращения нарушений в ходе предстоящих выборов в Узбекистане. Это, конечно же, Избирательный кодекс. Нормы, указанные в нем по справедливому проведению выборов, соответствуют международным стандартам.

Именно поэтому Избирательный кодекс Узбекистана положительно оценивается в мировом масштабе.

По словам эксперта, большое значение имеют знания граждан о судебной защите избирательных прав. Поэтому на это следует обращать внимание во время предвыборной пропаганды.

— Избирательное право граждан является одним из важнейших конституционно-политических прав граждан, — говорит судья Ташкентского областного административного суда А. Эрназаров. — Поэтому недопустимо его ограничение. При нарушении избирательного права нужно обратиться в избирательную комиссию, окружную избирательную комиссию, Центральную избирательную комиссию или напрямую в административные суды. В Избирательном кодексе подробно указан порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц избирательными комиссиями. Согласно ему избирательная комиссия проводит проверку по обращениям и в течение трех дней дает ответ в письменном виде. Обращения, поступившие за шесть и меньше дней до выборов или в день выборов, рассматриваются незамедлительно и по ним должны направляться ответы. Обращения обязательно должны регистрироваться. Для рассмотрения обращения и приятия соответствующих решений председателем избирательной комиссии в срок, указанный в Кодексе, созывается заседание комиссии. На него могут быть приглашены заинтересованные лица. Избирательная комиссия после рассмотрения обращения и принятия соответствующих решений должна оповестить обратившегося о принятом решении.

Какой порядок рассмотрения обращений по поводу решений избирательной комиссии?

В ходе встреч также рассматривался и данный вопрос. Как отмечалось, после принятия решения избирательной комиссией партийные органы, баллотирующиеся в депутаты кандидаты, доверенные лица, наблюдатели и избиратели могут обратиться в вышестоящую комиссию или суд в течение десяти дней. После принятия решения Центральной избирательной комиссией можно обратиться в Верховный суд Республики Узбекистан в течение трех дней. Обращения следует рассмотреть в течение трех дней, если обращение поступило за шесть или меньше дней до выборов, то рассмотреть его нужно немедленно. Лица, обратившиеся с жалобой или заявлением, имеют право на участие в ходе рассмотрения обращения.

— За нарушение законодательства о выборах предусмотрено привлечение к ответственности, — говорит председатель Янгиюльского районного административного суда Ташкентской области Н. Джавлиев. — Одна из применимых мер – привлечение к административной ответственности. В Кодексе об административной ответственности Республики Узбекистан есть V-1 глава “Административная ответственность за правонарушения в области организации и проведения выборов и референдума“. В ней отражены нормы по привлечению к административной ответственности за правонарушения, происходящие во время избирательных процессов. Установлено привлечение к административной ответственности в случае вмешательства в деятельность избирательной комиссии, неисполнения решений избирательной комиссии, нарушения прав кандидата, доверенного лица или наблюдателя, нарушения условий и порядка проведения предвыборной агитации, распространения ложных сведений о политических партиях и кандидатах и другие правонарушения. Субъектами административной ответственности могут быть граждане и уполномоченные лица.

Избирательная система Узбекистана обновилась не только с законодательной точки зрения. Сегодня и избиратели не такие как раньше – у них совершенно новое мышление, современное мировоззрение. Они хорошо понимают значимость своего участия в данном политическом процессе, имеют больше сведений о праве выбора и праве быть избранным. Одним словом, избиратели к выборам неравнодушны. Это вновь найдет свое подтверждение в выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса и районные Кенгаши народных депутатов, которые пройдут 22 декабря текущего года. Таково было единодушное мнение участников семинара-тренинга.

УзА

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: