ОБСУЖДЕНЫ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 30 июня состоялось видеоселекторное совещание по вопросам обеспечения правосудия и противодействия коррупции.

За последние три года было принято более 20 законов, указов и постановлений по этим приоритетным вопросам. В результате реформ судами на сегодняшний день оправдано 2 тысячи 273 лица. Кроме того, более 3,5 тысячи молодых людей и женщин, которые совершили преступления по неосторожности, были взяты под поручительство махалли и общественности и освобождены от наказания в виде лишения свободы. Шестьдесят сотрудников правоохранительных органов были привлечены к уголовной ответственности за нарушения прав человека.

На совещании отмечалось, что такие изменения укрепляют веру нашего народа в торжество правды и справедливости. Однако еще рано говорить, что наши люди удовлетворены судебно-правовой системой.

Особо подчеркнуто, что недавние трагические события в органах внутренних дел города Андижана и Чиракчинского района должны разбудить руководителей системы, призвать их сделать конкретные выводы. В настоящее время призваны к ответу одиннадцать сотрудников внутренних дел, причастные к указанным преступлениям, 7 руководителей освобождены от должности, еще 16 привлечены к дисциплинарной ответственности.

В ходе проведенного парламентскими группами во главе с руководителями палат Олий Мажлиса открытого диалога с народом на местах общественность открыто заявила о случаях несправедливости в данном направлении.

Впредь депутаты и сенаторы, основываясь на этом опыте, будут проводить в своих избирательных округах регулярный диалог по вопросам обеспечения справедливости и борьбы с коррупцией, с привлечением судейского корпуса, руководителей секторов и общественности.

Случаи несправедливости и проблемы, высказанные населением, будут ежеквартально критически обсуждаться в местных кенгашах с последующей постановкой конкретных вопросов перед ответственными лицами и оценкой их деятельности.

Профильные комитеты Олий Мажлиса будут вести рейтинг правосудия и коррупционной обстановки каждого региона, а по итогам каждого полугодия будут проводить парламентские слушания и проверки.

Национальному центру по правам человека, Омбудсману и Ташкентскому государственному юридическому университету поручено организовать обучение руководящих сотрудников органов правопорядка по специальному учебному модулю «Честь и достоинство человека — высшая ценность».

Отмечалось, что качество следствия и квалификация следователей не соответствуют требованиям. Так, за первые 5 месяцев текущего года суды оправдали 323 гражданина, к которым следственными органами были предъявлены необоснованные обвинения, а также исключили необоснованные обвинения в отношении 1 854 человек. В одном только прошлом году 236 оправданным лицам государством было выплачено 6,7 миллиарда сумов материального и морального ущерба.

Как известно, конкурс на занятия должности судьи был ужесточен путем установления таких требований, как наличие определенного стажа работы, окончание Высшей школы судей.

На совещании отмечена необходимость установления схожих требований и для кандидатов в следователи. В частности, ряду ответственных ведомств поручено создать Институт следствия, разработать совершенно новые требования к профессии следователя, внедрить передовой опыт и стандарты в этой сфере.

Еще один важный вопрос — в правоохранительных органах нарушается подследственность дел. В частности, существуют такие виды преступлений, которые могут расследоваться любым следственным органом, а подследственность некоторых статей к тому или иному следственному органу в законе не указана.

Кроме того, в 2018-2019 годах судами первой инстанции было оправдано 307 человек в рамках 192 уголовных дел. Ни в одном из этих процессов прокуроры не снимали обвинения. В связи с этим отмечена необходимость введения процедуры, по которой прокурор, не дожидаясь завершения судебного процесса, будет отказываться от обвинений по своей инициативе, если в ходе суда будут выявлены ошибки следствия.

— Каждый, кто приходит в здание суда, должен уходить с уверенностью в том, что в Узбекистане торжествует справедливость. Это требование Президента! — заявил глава государства.

В более чем 8 тысячах или 44 процентах обращений, поступивших в текущем году, заявители пожаловались на неполноту и необъективность рассмотрения дел в судах, затягивание рассмотрения.

Еще один пример. В 2019 году более 2,5 тысячи или 44 процента дел, рассмотренных в хозяйственных судах в порядке апелляции, кассации и надзора, были отменены или изменены. Это указывает на то, что в одном из двух случаев решения районных и областных хозяйственных судов изменяются после рассмотрения вышестоящим судом, из-за чего страдают предприниматели и инвесторы в вопросах времени и затрат.

Ответственным лицам поручено пересмотреть судебную систему на основе передового опыта и международных стандартов по принципу «один суд — одна инстанция».

Судебная практика «рассмотрения дел в надзорном порядке», которая устарела и самое название которой не соответствует сути правосудия, будет полностью прекращена.

Президент Шавкат Мирзиёев выдвинул предложение об устранении всех факторов, влияющих на вынесение судом справедливого решения, включая право председателя Верховного суда и Генерального прокурора на протест. Палаты парламента рассмотрят данное предложение.

Подчеркнуто, что решения, принимаемые судами, должны основываться только на доказательствах, исследованных в ходе судебного разбирательства. Отмечалось, что некоторые судьи зациклены на материалах следствия, а это дискредитирует закон, судебную власть и государство. Указано, что справедливость должна осуществляться на глазах людей, открыто и прозрачно, во имя справедливости.

Глава государства также затронул вопросы создания удобств для жителей некоторых районов и городов при обращении в суд. К примеру, в Ургуте, одном из самых населенных районов (500 тысяч жителей, 102 махалли), нет суда по гражданским делам, поэтому гражданам приходится преодолевать 80 километров, чтобы добраться до Тайлакского межрайонного суда.

В связи с этим даны поручения по оптимизации судов и их деятельности.

Частная собственность должна находиться под гарантированной защитой закона и судов.

За последние полтора года суды отменили 1 730 решений хокимов о выделении земли, сносе и приватизации зданий и сооружений.

В тысяче случаев через суды были восстановлены права граждан и предпринимателей, связанные с земельными отношениями, в 51 случае — в связи со сносом, в 62 случаях — касательно приватизации.

Указано на необходимость отмены пересмотра результатов приватизации, и вообще — недопущения выступления госоргонами с такой инициативой, что следует закрепить законодательно.

Необходимо усилить гарантии прав на землю и строго определить, что вопрос отмены имущественных прав может быть решен только в судебном порядке, отметил Президент.

Подчеркнуто, что хокимы областей, районов (городов), руководители всех секторов обязаны обеспечить строгое соблюдение этих требований на подведомственных им территориях.

— Поймите одно — инвестор, который собирается вложить средства, обращает внимание в первую очередь на то, насколько гарантирована судебная защита его прав. Пусть руководители уяснят: никто не имеет права вмешиваться в деятельность суда, — сказал Шавкат Мирзиёев.

Будет разработан законопроект об усилении ответственности за воспрепятствование деятельности судьи и принуждение его к принятию несправедливого решения.

Адвокатура — неотъемлемая часть достижения правосудия, и роль данного института в обеспечении справедливости неоценима.

Сегодня в Узбекистане действуют около 4 тысяч адвокатов, на 8,5 тысячи жителей страны приходится в среднем один специалист.

Более того, 43 процента адвокатов работают в Ташкенте, а в 20 районах областей не зарегистрировано ни одной адвокатской фирмы.

Отмечалась необходимость отмены требования о наличии двухлетнего юридического стажа для начала адвокатской деятельности, введения порядка прохождения студентами практики в качестве помощника юриста.

Впредь юридические вузы будут готовить магистрантов по специальности «адвокатура».

Из-за отсутствия прозрачной процедуры отбора адвокатов, предоставляемых государством, наблюдаются случаи, когда некоторые следователи вызывают к обвиняемому знакомых адвокатов и оказывается давление. Так, в прошлом году в Ташкенте из более чем 7 миллиардов сумов, выделенных государством адвокатам, половина выплачена 20 юридическим фирмам (в общей сложности действует 746 таких фирм).

В связи с этим соответствующим министерствам поручено запустить электронную систему выбора адвокатов, предоставляющих юридическую помощь за государственный счет. Сперва система будет внедрена в качестве эксперимента в столице.

Подчеркивалась также необходимость установления обязательности участия адвоката и в делах лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, кроме того, при рассмотрении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.

Будет разработан и вынесен на обсуждение пакет актов законодательства, направленный на повышение привлекательности адвокатской деятельности, усиление защиты и гарантий прав адвокатов.

Широкое внедрение цифровых технологий в судебную систему является требованием сегодняшнего дня. Поставлена задача внедрить до конца года в Верховном суде единый комплекс информационных систем «Адолат».

Это позволит обращаться в суды электронно, следить за состоянием обращений в режиме онлайн, отправлять информацию сторонам в электронном виде.

Подчеркнуто, что в этом году суды должны быть на 100 процентов обеспечены видеоконференцсвязью.

Следующим важным вопросом повестки совещания стали реформы в сфере противодействия коррупции.

Отмечено, что 143 вида государственных услуг были переведены в электронную форму, в 35 ведомствах количество необходимых документов и время получения услуги сократились в 2 раза. В процессы бюджетных расходов, государственных закупок, купли-продажи земли, зданий и сооружений внедрены принципы открытости и прозрачности.

Как известно, вчера, 29 июня, Президент Республики Узбекистан подписал указ о создании Агентства по противодействию коррупции.

Ведомство совместно с руководителями отраслей и регионов будет осуществлять следующие задачи.

Во-первых, хокимы всех областей, районов (городов) на подведомственных им территориях, а руководители отраслей — в своих системах в месячный срок разработают совместно с агентством программу «Без коррупции». Основной задачей будет обеспечение открытости и прозрачности, а также цифровизация деятельности.

Во-вторых, будет налажен действенный парламентский и общественный контроль за предупреждением коррупции. В частности, агентство будет анализировать состояние антикоррупционной работы и ежегодно представлять национальный доклад Президенту и Олий Мажлису.

Указано также, что агентству, совместно с общественностью, средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества, следует изучать восприятие коррупции среди населения и предпринимателей, оценивать деятельность государственных органов.

В-третьих, в борьбе с коррупцией серьезное внимание будет уделено вопросу подготовки кадров. Для этого в Академии государственного управления и Ташкентском государственном юридическом университете будут открыты отдельный учебный модуль по изучению проблем коррупции, специальная кафедра и направление магистратуры. Будут также организованы учебные курсы для руководящих кадров, особенно хокимов, для развития их знаний и навыков в этой сфере.

Ответственные лица представили информацию об организации исполнения задач, поставленных на совещании.

УзА

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: