О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ СОБСТВЕННИКОВ

Принят Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, в связи с дальнейшим усилением гарантий прав и законных интересов собственников».

Данный Закон был разработан Верховным судом Республики Узбекистан во исполнение пункта 6 Программы мер по обеспечению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе, утверждённой постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года, которым предусмотрено:

внесение соответствующих изменений в Закон Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» в целях совершенствования неприкосновенности частной собственности;

на законодательном уровне установить запрет на изъятие земельных участков, прекращение прав владения и пользования землей, а также аренды земельного участка и права собственности на земельные участки на основании решений соответственно хокимов районов, городов, областей и передать суду разрешений этих вопросов.

Закон направлен на дальнейшее укрепление гарантий прав и законных интересов собственников, поскольку им:

устанавливается запрет на изъятие земельных участков хокимами, ограничиваются их полномочия по прекращению права владения и пользования земельным участком, а также аренды земельного участка;

полномочие по изъятию земельных участков для государственных и общественных нужд передается Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента;

закрепляется принцип о недопустимости пересмотра и отмены результатов разгосударствления предприятий (организаций) и приватизации имущества.

В частности, Закон предусматривает, что право владения или право постоянного либо срочного пользования всем земельным участком или его частью, а также аренды земельного участка прекращается по решению хокимов только в случаях:

добровольного отказа от земельного участка;

истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

ликвидации юридического лица;

прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел, если иное не предусмотрено законодательством.

В остальных случаях, право владения или право постоянного либо срочного пользования всем земельным участком или его частью, а также аренды земельного участка прекращается по решению суда на основании иска органа, предоставившего земельный участок.

Также в статьи 37, 86 Земельного кодекса и статью 19 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» внесены изменения, предусматривающие исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых земельный участок может быть изъят для государственных и общественных нужд, и условия, при соблюдении которых земельный участок может быть изъят для этих целей.

Так, в статью 19 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» внесено дополнение, предусматривающее, что решение хокимиятов областей и города Ташкента или района (города) о сносе объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке, принимается только при наличии положительного заключения органов юстиции, соглашение о предоставлении компенсации в связи с изъятием земельного участка, заключаемое между инициатором изъятия земельного участка и собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на изымаемом земельном участке, в обязательном порядке подлежат нотариальному удостоверению, а также принятие решения о сносе объекта недвижимого имущества допускается после полного предоставления собственнику объекта недвижимого имущества, расположенного на изымаемом земельном участке, компенсации, установленной в соглашении, а при наличии спора – в решении суда.

Согласно статье 1 Закона «О разгосударствлении и приватизации», преобразование публичной собственности Республики Узбекистан в частную осуществляется путем разгосударствления (преобразование государственных предприятий и организаций в хозяйственные товарищества и общества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности) и приватизации (приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ).

В связи с тем, что действующим законодательством была предусмотрена недопустимость пересмотра и отмены лишь результатов приватизации имущества, уполномоченными государственными органами инициировались пересмотр и отмена результатов разгосударствления.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 20 ноября 2019 года «О мерах по дальнейшему улучшению бизнес-среды и совершенствованию системы поддержки предпринимательства в стране» установлено, что инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов разгосударствления и приватизации, включая результаты оценки стоимости объектов государственными, в том числе контролирующими, правоохранительными органами и судами, квалифицируется как нарушение неприкосновенности частной собственности, такие дела не принимаются к рассмотрению.

В связи с этим и в целях совершенствования законодательства о неприкосновенности частной собственности в статью 24 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» внесены изменения, согласно которым теперь не допускается не только пересмотр и отмена результатов приватизации имущества, но и результаты разгосударствления.

Изучение передового опыта зарубежных стран показывает, что частная собственность является неприкосновенной и лишение права частной собственности производится не иначе как по решению суда, за исключением случаев национализации, конфискации и реквизиции имущества.

В поправках V к Конституции Соединенных Штатов Америки также предусмотрено, что, никто не может быть лишен жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься для общественного пользования без справедливого возмещения.

Внесенные Законом изменения и дополнения в указанные законодательные акты обеспечивают гарантию защиты прав собственников от необоснованного лишения их права собственности на свое имущество, а также полное возмещение убытков (в том числе государством) собственникам в связи с изъятием земельных участков, что в итоге повысит доверие собственников к государству и его органам.

Ибрагим Таджиев,

судья Верховного суда

Республики Узбекистан

 

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: