ПРИНЦИП ПРОЗРАЧНОСТИ В ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Президент Республики Узбекистан 8 июня текущего года подписал Указ «О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив». Документ особо важен тем, что обеспечивает равенство, прозрачность и рыночные отношения в сфере и служит надежной гарантией прав собственности.

Данным Указом определены меры, направленные на ускорение работы по превращению земли в рыночный актив, определению ее экономической ценности и включению в финансовый оборот, а также на усиление государственного и общественного контроля в сфере ее выделения и использования.

Земельные отношения — совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права по поводу владения, пользования и распоряжения землей, включая ее куплю-продажу, сдачу в аренду, организацию использования и так далее.

Выделение земельных отношений в отдельную сферу является объективным историческим процессом, обус­ловленным особым значением земли, ее функциональным многообразием и ограниченностью как природного ресурса. Государство объединяет, представляет и защищает интересы субъектов земельных правоотношений (все участники этих отношений наделены земельными правами и обязанностями, предусмотренными земельным законодательством).

В последние годы в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах проводится ряд реформ, направленных на введение равного для всех, прозрачного и основанного на рыночных принципах порядка выделения земельных участков, обеспечение стабильности в имущественных и правовых отношениях, связанных с землей, защиту участков, гарантию имущественных прав собственников земли, а также введение ее в свободное обращение как объекта гражданско-правовых отношений путем установления экономической ценности земли.

В частности, в Государственной программе «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» на 2021-й год также определены меры по дальнейшему совершенствованию реформ земельных отношений в сельском хозяйстве, внедрению современных и прозрачных механизмов преобразования земель в рыночные активы и предоставления участков в пользование на правах аренды.

Так, с 1 августа 2021 года вводится порядок предоставления участков частному сектору — на праве собственности и аренды, государственным органам, учреждениям, предприятиям, органам самоуправления граждан — на праве постоянного пользования, а также земель сельскохозяйственного назначения — только на праве аренды по итогам открытого электронного конкурса, в котором могут участвовать все виды сельскохозяйственных товаропроизводителей, а его результаты утверждаются решением Совета Министров Респуб­лики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента.

С этой же даты прекращаются полномочия местных органов государственной власти районов и городов по определению, признанию, изменению, отмене прав на участки, переводу орошаемых земель в категорию неорошаемых или другую, и неорошаемых сельскохозяйственных земель — в другую категорию, предоставлению земель для коллективного садоводства, виноградарства и бахчеводства, а также ведения подсобного сельского хозяйства. Также органам государственной власти запрещается выступать с инициативой прямого выделения земельных участков или устанавливать льготы и исключения иным образом.

Вместе с тем в пункте 3 Указа установлено, что «с 1 августа 2021 года, в порядке исключения, Кабинет Министров вправе предоставлять напрямую земельные участки в аренду только в следующих случаях:

— государственным научно-­иссле­довательским и образовательным учреждениям для реализации научных исследований и испытательных экспериментов в сфере сельского хозяйства — по предложению Министерства сельского хозяйства;

— агропромышленным кластерам — по предложению Министерства сельского хозяйства, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей при депонировании денежных средств в размере двукратной нормативной стоимости земельного участка;

— для реализации крупного инвес­тиционного проекта, определяемого путем отбора наилучшего предложения, стоимостью в эквиваленте не менее 10 миллионов долларов (увеличивается в зависимости от размера земельного участка) — при первоначальном размещении на специальный расчетный счет средств, равных не менее 10 процентам от стоимости проекта;

— предприятиям с участием иностранных инвестиций, международным объединениям и организациям, иностранным юридическим и физическим лицам — с оплатой по рыночной стоимости за получение права аренды (за исключением международных объединений и организаций)».

При этом приняты во внимание вопросы социальной защиты. Так, в пункте 5 Указа Министерству финансов поручено внести в Кабинет Министров порядок, предусматривающий полную или частичную компенсацию расходов выкупа земельных участков через элект­ронный онлайн-аукцион лицам, подлежащим особой социальной защите, а также лицам, земельные участки которых были изъяты для государственных и общественных нужд.

Естественно, требуется внесение изменений в правовую базу самого земельного законодательства. В связи с этим пунк­том 6 Указа поставлена задача в месячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса проекты законов «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Респуб­лики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка выделения земельных участков и пользования ими», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы ведения учета земли и государственных кадастров» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения».

В соответствии с документом будут созданы Республиканский совет по раннему выявлению нарушений законодательства о земле и координации деятельности, направленной на их предотвращение, а также его территориальные советы на местах. Они станут координировать предложения по выявлению и устранению проблем, возникающих при применении актов земельного законодательства, в том числе по совершенствованию данных нормативно-правовых актов, изучать передовой зарубежный опыт в сфере рационального использования земель и внедрять его с учетом национальных особенностей, регулярно вести мониторинг состояния соблюдения законодательных актов о земле, формировать единую правоприменительную практику в сфере.

В целом реализация задач, определенных в Указе, выведет на новый уровень начатые реформы по повышению благосостояния народа путем рационального использования земель и предотвращению коррупционных проявлений в земельных отношениях. В результате в сфере будет создана прозрачная и действенная система.

Максудбек Саидов,
заместитель председателя

Ташкентского городского суда — председатель Судебной коллегии
по экономическим делам Ташкентского городского суда

(газета «Правда Востока»,

25 июля 2021 года)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: