РЕФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ — ФУНДАМЕНТ ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Независимая и сильная судебная власть — ключевой фактор демократического правового государства. В последние годы по инициативе Президента Узбекистана в стране проводится коренная и последовательная реформа судебно-правовой системы, которая выражается в усилении мер надежной защиты прав и законных интересов граждан, эффективном обеспечении правосудия, а также повышении роли органов судейского сообщества.

Наша страна вступила в новый этап развития, основу которого составляют Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и идея «От национального возрождения — к национальному прогрессу». Последовательно осуществляется политика обеспечения прав и свобод человека, защиты частной собственности, что обеспечивает внутреннюю стабильность и получает признание мирового сообщества.

За последние четыре года в сфере реформирования судебной системы принято более сорока законов и нормативно-правовых актов Президента, которые оказали существенное воздействие как на организационное совершенствование судебной системы, так и формирование судебной практики рассмотрения дел.

Стоит упомянуть принятый Указ главы государства «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» от 21 февраля 2017 года, согласно которому создан единый Верховный суд — высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства, что создало условия для единообразия судебной правоприменительной практики.

Постоянную работу по отбору кандидатов в судьи ведет новый конституционный орган — Высший судейский совет. В его состав входят судьи, адвокаты, представители юридической и научной общественности.

Необходимо отметить, что введение указанного института позволило осуществлять открытое и прозрачное формирование судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должность судьи из числа наиболее квалифицированных специалистов, обеспечить подлинную неприкосновенность судей и предотвратить вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия, наладить диалог судейского сообщества с населением.

В ходе реформы усилены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейскую должность, возрастной ценз на которую повышен до 35 лет. Теперь они назначаются либо избираются на первоначальный пятилетний, последующий десятилетний и бессрочный период пребывания в должности, что обеспечивает стабильность судейского корпуса и укрепляет независимость судей.

Данное нововведение полностью отвечает требованиям международных стандартов, а также передового зарубежного опыта. В соответствии с пунктом 12 Основных принципов независимости судебных органов ООН от 29 ноября 1985 года судьи, назначаемые или выборные, имеют гарантированный срок полномочий до обязательного выхода на пенсию или истечения срока полномочий, где таковой установлен. На деле это означает, что за судьей сохраняется занимаемая им должность до достижения предельного возраста.

В Узбекистане последовательно развиваются организационно-правовые механизмы, направленные на обеспечение всесторонней защиты судей, а также их неприкосновенности. Установлена ответственность за вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия.

Законодательством зафиксировано, что воздействие в какой бы то ни было форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела либо добиться вынесения незаконного судебного решения влечет уголовную ответственность в соответствии с законом. Именно в этих целях в Высшем судейском совете создана специальная структура, обеспечивающая неприкосновенность судей.

Кардинально изменился существующий порядок подготовки кандидатов на должность судьи. Успешно функционирует Высшая школа судей при Высшем судейском совете Республики Узбеки­стан, обеспечивая повышение квалификации судей на базе учебного процесса, максимально сближенного с судебной практикой.

Новая образовательная система позволяет совершенствовать теоретические знания кандидатов, обучать их профессиональной этике, психологии, навыкам делового общения и управления временем, тактике ведения переговоров, технологии работы с информацией, а также толкованию и применению норм права.

За последние годы проведена значительная работа по становлению суда как независимой и самостоятельной ветви власти, превращению его из репрессивного органа в прошлом в подлинно независимый институт государства, призванный надежно охранять и защищать права и свободы человека.

Принятые в первые годы независимости Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан заложили правовой фундамент для эффективной охраны личности от преступных посягательств, защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства, обес­печения законности и правопорядка.

Со временем уголовное и уголовно-процессуальное законодательство претерпело значительные изменения, направленные на совершенствование его норм, имплементацию передовых международных стандартов и зарубежных практик с целью безусловного обеспечения прав и свобод граждан, привлекаемых к участию в уголовном процессе. В частности, осуществлена дальнейшая либерализация уголовного законодательства и декриминализация отдельных категорий преступлений, расширен перечень наказаний, не связанных с лишением свободы.

Реализованы комплексные меры по расширению сферы применения института «Хабеас корпус», внедрению стадии предварительного слушания, упрощенного порядка производства по уголовным делам, а также дальнейшему усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-­следственной деятельности.

С начала 2021 года реализован принцип «один суд — одна инстанция»

— образованы суды общей юрисдикции Респуб­лики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским и уголовным делам, экономических судов с сохранением строгой специализации судей и образованием отдельных судебных коллегий по видам судопроизводства.

— полномочия административных судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях переданы судам по уголовным делам.

— в центрах Республики Каракалпакстан и областей, городе Ташкенте образованы межрайонные административные суды, специализирующиеся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и других публично-правовых отношений, с упразднением в этой связи районных (городских) административных судов и сохранением административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

— права обжалования решений Высшей квалификационной коллегии судей Республики Узбекистан, а также квалификационных коллегий судей судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента предоставлены в Высший судейский совет.

— упразднен институт рассмотрения судебных дел в порядке надзора, а также отменены права председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда.

В результате внедрения принципа «один суд — одна инстанция» за короткий период улучшилось качество рассмотрения дел и повысилось доверие граждан к судам. Такие исторические преобразования позволят совершенствовать и оптимизировать судебную систему Узбекистана с учетом современных требований и международных стандартов в области правосудия. Ведь на сегодня законодательно устранены излишние бюрократические преграды при обеспечении судебной защиты, исключены дублирующие стадии пересмотра судебных актов. Судебная система приведена в соответствие с современными международными стандартами с целью повышения уровня доступа граждан и предпринимателей к правосудию и улучшению качества рассмотрения дел в судах.

Транспарентность судебной системы

Прозрачность судебной системы, обеспечение осведомленности о принимаемых решениях, правах и свободах граждан, защиты законных интересов, внедрение правовых механизмов общественного контроля над судебной системой — важные задачи для дальнейшего развития демократических реформ в нашей стране.

Прозрачность судебной деятельности укреп­ляет доверие людей к структуре, а освещение в средствах массой информации открытых процессов обеспечивает общественный контроль над судебной системой и имеет воспитательное значение.

Одним из важных этапов в сфере стало принятие постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан «Об обеспечении открытости судебного разбирательства и права на получение информации о деятельности судов» от 21 февраля 2020 года. В нем даны разъяснения и о том, что повышение уровня правосознания в обществе являются важной гарантией право­судия.

В настоящее время стартовала и продолжает поэтапно внедряться во всех судах система онлайн-трансляции судебных процессов, которая позволяет наблюдать за ходом рассмотрения дел в судах республики на официальном веб-сайте Верховного суда.

В судах Узбекистана нет ограничений на присутствие на открытых судебных процессах представителей средств массовой информации. С разрешения председательствующего судьи в ходе судебного заседания или его части представители СМИ могут производить фото- и видеосъемку. Все эти меры в полном объеме обеспечивают открытость и прозрачность отправления правосудия.

Внедрение современных ИКТ в деятельность судов

Важные направления реформ — внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в судебную систему, своевременное рассмотрение обращений граждан.

Одна из отправных точек обеспечения прозрачности в деятельности сферы — Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы и повышению доверия к органам судебной власти» от 13 июля 2018 года, во исполнение которого внедрена практика процедуры систематических публикаций судебных решений на веб-сайте Верховного суда Респуб­лики Узбекистан, а также разъяснения содержания принятого судебного документа участникам судебного процесса после его оглашения.

К настоящему времени во всех судах внедрена система электронного судопроизводства, позволяющая дистанционно рассматривать судебные дела; экономическим и гражданским судам — принимать иски и заявления в электронном формате. Только за первый год работы системы в суды по гражданским делам поступило более 440 тысяч заявлений, что составило 40 процентов всех поступивших обращений.

С помощью нововведенного механизма граждане и юридические лица могут произвести оплату государственной пошлины, а также судебных расходов, штрафов, других определенных судебным решением взысканий в Государственный бюджет, получать извещения и судебные решения в электронном виде. Обеспечен доступ к информации о расположении судов, дате и времени рассмотрения всех судебных дел. Ведется их учет, контроль сроков их рассмотрения, формируется автоматизированная единая база данных соответствующих документов и отчетов.

В Послании Олий Мажлису Республики Узбеки­стан от 29 декабря 2020 года Президент подчеркнул, что дальнейшее расширение цифровизации судебной системы создаст для граждан возможность онлайн-подачи обращений без необходимости посещать здания судов. Можно также удаленно отслеживать ход рассмотрения своих заявлений.

С октября 2018-го в соответствии с рекомендациями мониторинговой миссии Организации экономического сотрудничества и развития в судах первой инстанции полностью внедрено программное обеспечение, позволяющее автоматически равномерно распределять дела среди судей, исключая человеческий фактор, на основе принципов справедливости и беспристраст­ности.

В апреле того же года внедрена практика отправки вынесенных судами исполнительных документов, подписанных электронной цифровой подписью судьи, в органы принудительного исполнения в электронном виде путем интеграции информационных систем Верховного суда и Бюро принудительного исполнения. Так, из 1 442 820 исполнительных документов 67 742 направлены в электронном виде через информационную систему судами по уголовным делам, 524 657 — по гражданским, 341 893 — административными судами и 508 528 — экономическими.

С января 2019-го запущена практика формирования дел в электронной форме в экономических судах. В итоге сформировано 27 543 дела в подобном формате. А 1 июня следующего года в информационной системе создан элект­ронный архив, куда в результате направлено 12 850 дел.

С сентября 2014-го внедрен порядок проведения судебных заседаний с использованием системы видеоконференцсвязи, которая имеет такие преимущества, как участие в судебных заседаниях без необходимости покидания участниками своего региона, включая осужденных к наказанию в виде лишения свободы; экономия времени и денежных средств граждан при участии в судебном процессе; полное обеспечение участия сторон в судебном процессе.

Этой системой полностью оборудованы 207 залов судебных заседаний судов республики, в таком режиме проведено 24 875 судебных заседаний, по результатам которых 57 999 участников сэкономили 17,7 миллиарда сумов.

С 1 февраля 2019 года внедрен порядок направления в суды административными органами данных о собранных документах дел по административным правонарушениям и получения информации, связанной с их рассмотрением, исключительно через интеграцию информационной системы в электронном виде. Таким образом поступила информация о 792 639 административных делах.

Ровно через год внедрен порядок направления в суды следственными органами данных о собранных документах уголовных дел и получения соответствующей информации. В итоге через данную систему поступила информация о 26 748 уголовных делах.

Повышение эффективности судопроизводства, обеспечение открытости информации о деятельности судов, а также улучшение информационных систем и ресурсов, способствующих расширению перечня и повышению качества интерактивных услуг, предоставляемых населению и субъектам предпринимательства. В этом направлении Верховным судом также проделана определенная работа.

В частности, с целью пользования интерактивными услугами, предоставляемыми судами физическим и юридическим лицам по единому адресу, информирования населения, включая субъектов предпринимательства о видах интер­активных услуг, предоставляемых судами по единому адресу, упрощения процедуры использования интерактивных услуг, предоставляемых судами физическим и юридическим лицам, создан портал интерактивных услуг Верховного суда (my.sud.uz).

В январе 2018 года в разделе «Обращение» (exsud.sud.uz) появилась возможность направлять обращения в суды в электронном виде в режиме онлайн, а также отслеживать процесс их рассмотрения и получать судебные решения в электронном виде. В разделе «Образцы» разместили образцы исковых заявлений и в гражданские и экономические суды. В том же месяце добавлен раздел «Калькулятор», автоматически рассчитывающий сумму государственной пошлины, которую необходимо оплатить при обращении в суды по гражданским делам и экономические. В сентябре создали возможность ознакомления в онлайн-режиме со списком дел, назначенных к рассмотрению в первой, апелляционной и кассационной инстанциях через раздел «Расписание». А в декабре внедрили практику систематической публикации вступивших в законную силу судебных решений в разделе «Банк решений» (public.sud.uz). Было опубликовано 1 444 248 судебных решений, из них 81 730 — судами по уголовным делам, 361 336 — по гражданским, 724 610 — административными судами и 276 572 — экономическими.

В апреле 2019 года внедрена единая электронная платежная система для учета государственных пошлин и судебных сборов через раздел «Электронная платежная система» (billing.sud.uz), которая прежде всего служит обеспечению оперативности и точности осуществляемых обязательных платежей при обращении граждан и предпринимателей в суд.

Согласно статистике, через систему произведено 7 008 платежей на 9,8 миллиарда сумов.

В феврале 2020-го появилась система удаленной онлайн-регистрации на личный прием к руководству Верховного суда через раздел «Элект­ронный прием». А уже в июне того же года в «Онлайн-отслеживании» в тестовом режиме разместили информационную систему, позво­ляющую держать на контроле ход рассмотрения обращений независимо от их формы подачи в суд.

С целью дальнейшей цифровизации деятельности органов судебной власти, определения мер по улучшению обмена информацией между судами и другими ведомствами, вывода данной сферы на следующий уровень Президент подписал постановление «О мерах по цифровизации деятельности органов судебной власти» от 3 сентября 2020 года.

Документом утверждена Программа цифровизации деятельности органов судебной власти в 2020-2023 годах.

Кроме того, в деятельность судов внедряется комплекс информационных систем «Адолат», что значительно облегчит работу самого судьи и ускорит процесс рассмотрения.

Одна из важных задач на следующем этапе цифровизации деятельности судов — разработка мобильного приложения, предоставляющего возможность участия в судебных заседаниях в режиме видеоконференцсвязи, с внедрением его в практику, а также создание системы обеспечения участия лиц, размещенных в учреждениях по исполнению наказания, в судебном процессе и на личных приемах руководства судов непосредственно из мест их дислокации.

В октябре 2020 года в разделе «Видеоконференцсвязь» (vka.sud.uz) в пилотном режиме была внедрена мобильная видеоконференцсвязь, позволяющая участвовать в судебных заседаниях из любой точки мира с помощью современных средств (гаджетов). Таким образом проведено 78 судебных заседаний.

Между судами и учреждениями по исполнению наказания также установлена система видеоконференцсвязи. Ее внедрение устранило необходимость конвоирования подсудимых и заключенных, а также других лиц, участвующих в деле. Проведено 913 судебных заседаний с использованием данной системы.

С 1 января 2021 года внедрена система фиксации судебных заседаний во всех судах посредством аудиозаписи на основе ходатайства сторон по делу и с согласия председательствующего, а также формирование протоколов судебных заседаний. Таким образом в 395 судебных залах создана возможность проведения судебных заседаний с использованием этой системы в 583 судах.

Внедрен порядок получения судами в процессе рассмотрения определенного дела необходимой информации и документов непосредственно из государственных органов и организаций в элект­ронной форме, не создавая неудобств для граждан, с помощью интеграции информационной системы Верховного суда с информационными системами 17 государственных органов и организаций.

Для любого правового государства, создающего и обеспечивающего гарантии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов человека, один из главных элементов в государственном механизме — судебная власть, функционирование которой направлено на обеспечение законности и справедливости в обществе. В связи с этим должны быть сформированы институциональные основы самой судебной власти, ее независимости и самостоятельности — основные атрибуты создания надежной системы защиты.

Азиз Абидов,
начальник Управления

по взаимодействию с общественностью

и средствами массовой информации Верховного суда

(газета «Правда Востока»,

18 августа 2021 года)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: