ЦИФРОВИЗАЦИЯ СУДОВ — ФУНДАМЕНТ ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Одна из основных задач последовательного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность судов — обеспечение открытости, прозрачности и оперативности работы. Это в свою очередь является важным фактором повышения качества судебного разбирательства и уровня доступа населения к правосудию.

Современный мир диктует свои правила. Цифровизация — не тренд, а необходимость. И к этому стремятся все отрасли. В электронный формат переходит и судебная система. Реализованные мероприятия по широкому внедрению современных технологий в деятельность судов предоставили возможность либерализации института обращения граждан и субъектов предпринимательства в суды по защите своих прав и интересов, повышения уровня достижения правосудия, а также обеспечения открытости и прозрачности деятельности судов в целом.

Так, постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 августа 2017 года утверждена Программа по внедрению в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий на 2017-2020 годы.

Остановимся на основных задачах дальнейшего внедрения в деятельность судов современных ИКТ:

— обеспечение открытости, прозрачности и оперативности деятельности судов, повышение качества судопроизводства и уровня доступа населения к правосудию, искоренение фактов волокиты, бюрократизма и злоупотреблений со стороны работников судов;

— автоматизация работы судов и систематизация информации об их деятельности с целью создания эффективной системы контроля за своевременным рассмотрением дел в судах, выявления проблем и недостатков в судопроизводстве и принятия мер по их решению;

— обеспечение эффективного взаимодействия судов с органами дознания, предварительного следствия и принудительного исполнения при отправлении правосудия и обеспечении исполнения решений судов;

— совершенствование информационных систем и ресурсов, обеспечивающих повышение эффективнос­ти делопроизводства в судах, доступности информации о деятельности судов, а также расширение перечня и улучшение качества интерактивных услуг, оказываемых населению и субъектам предпринимательства;

— повышение уровня компьютерной грамотности, практических навыков судей и их работников по использованию в работе современной компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий;

— обеспечение информационной безо­пасности и безопасного электронного документооборота в системе судов.

В этом направлении Верховным судом проделана определенная работа.

Так, с 1 января 2018 года внедренная в деятельность судов единая централизованная электронная база данных служит важным фактором в создании эффективной системы контроля своевременности рассмотрения дел в судах, выявления проблем и недостатков ведения судопроизводства и принятия мер по их устранению, а также автоматизации работы судов и систематизации информации об их деятельности.

Некоторые основные сферы деятельности судов полностью автоматизированы посредством централизованной электронной базы данных. Так, с 2018 года в судах первой инстанции программное обеспечение позволяет автоматически равномерно распределять дела среди судей, исключая человеческий фактор. В общей сложности свыше 2,5 млн. дел распределены среди судей в подобном режиме.

В том же году внедрена практика отправки вынесенных судами исполнительных документов с электронной цифровой подписью судьи в органы принудительного исполнения с помощью интеграции информационных систем Верховного суда и Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан. За все время почти 2 млн. исполнительных документов направлены в электронном виде через данную систему.

Кроме того, с января 2019 года запущена практика создания электронного архива и, соответственно, формирования дел в экономических судах. Это помогло сформировать 20 271 дело в подобной форме.

1 июня 2020 года в информационной системе создан электронный архив дел судов, куда направлено примерно более 15 тысяч дел.

С сентября 2014 года внедрен порядок проведения судебных заседаний посредством видеоконференцсвязи. Подобная система имеет ряд преимуществ: участие в судебных заседаниях без необходимости покидания участниками своего региона, экономия времени и денежных средств граждан, полное обеспечение участия сторон в судебном процессе.

Данной системой полностью оборудован 321 зал судебных заседаний. В таком режиме проведено 32 022 судебных заседания, по результатам которых 72 491 участник сэкономил 21,4 млрд. сумов.

С 1 февраля 2019 года внедрен порядок направления в суды административными органами данных о собранных документах дел по административным правонарушениям и получения информации, связанной с рассмотрением дела, исключительно через интеграцию информационной системы в электронном виде. Статистика показала, что при помощи данной системы поступила информация об 1 014 004 административных делах.

С 1 февраля 2020 года внедрен порядок направления в суды следственными органами данных о собранных документах уголовных дел и получения информации, связанной с рассмотрением дела, исключительно через интеграцию информационной системы в электронном виде, через которую поступила информация о 35 648 уголовных делах.

Одними из важнейших задач являются повышение эффективности судопроизводства, открытости информации о деятельности судов, а также улучшение информационных систем и ресурсов, обеспечивающих расширение перечня и повышение качества интерактивных услуг, предоставляемых населению и субъектам предпринимательства. В данном направлении Верховным судом также проделана определенная работа.

В частности, создан Портал интерактивных услуг Верховного суда (my.sud.uz). Так, в разделе «Обращение» (exsud.sud.uz) создана возможность направлять обращения в суды, в режиме онлайн отслеживать процесс их рассмотрения и получать судебные решения в электронном виде.

В апреле 2019 года внедрена единая электронная платежная система для учета государственных пошлин и судебных сборов через раздел «Электронная платежная система» (billing.sud.uz). Благодаря чему при осуществлении платежей для обращения в суд банковский расчетный счет и другие реквизиты не заполняются вручную. Кроме того, для осуществленных платежей не требуется отдельного подтверждения об оплате со стороны банка, также оплата может производиться любым способом.

Данная система служит обеспечению оперативности и точности осуществляемых обязательных платежей при обращении граждан и предпринимателей в суд. При ее помощи проведено 133 738 платежей на 44,1 млрд. сумов.

В январе 2018 года в разделе «Образцы» (template.sud.uz) размещены образцы исковых и заявлений в суды по гражданским делам и экономические суды.

В разделе «Калькулятор» (calculate.sud.uz) размещен электронный калькулятор, автоматически рассчитывающий сумму государственной пошлины, которую необходимо внести при обращении в суды по гражданским делам и экономические суды.

В сентябре 2018 года создана возможность ознакомления в режиме онлайн со списком дел, назначенных к рассмотрению в первой, апелляционной и кассационной инстанциях, через раздел «Расписание» (jadval.sud.uz).

В декабре 2018 года внедрена практика систематической публикации вступивших в законную силу судебных решений в разделе «Банк решений» (public.sud.uz). В общей сложности опубликовано 1 719 567 судебных решений.

В феврале 2020 года внедрена система удаленной онлайн-регистрации на личный прием к руководству Верховного суда через раздел «Электронный прием» (qabul.sud.uz).

В июне 2020 года в разделе «Онлайн-­отслеживание» (my.sud.uz/#/monitorning) в тестовом режиме размещена информационная система, позволяющая отслеживать ход рассмотрения обращений, независимо от формы их подачи в суд.

С целью цифровизации деятельности органов судебной власти, определения мер улучшения обмена информацией между судами и другими ведомствами принято постановление Президента «О мерах по цифровизации деятельности органов судебной власти» от 3 сентября 2020 года.

Для дальнейшего этапа цифровизации деятельности органов судебной власти поставлены следующие задачи:

— расширение видов интерактивных электронных услуг, оказываемых гражданам и субъектам предпринимательства, обеспечение наблюдения в режиме онлайн за процессом рассмотрения каждого обращения, создание возможности свободного пользования интерактивными услугами в зданиях судов;

— дальнейшее расширение элект­ронного взаимного обмена данными с министерствами, ведомствами и другими организациями для обеспечения оперативного принятия информации, необходимой для отправления правосудия;

— обеспечение открытости и прозрачности деятельности судейского сообщества путем внедрения специальных информационных программ;

— расширение возможности дистанционного участия в судебных заседаниях, в том числе посредством мобильных устройств и других форм электронного взаимодействия, а также создание условий получения сторонами по делу судебных решений в режиме онлайн;

— усиление мер по обеспечению информационной и кибербезопасности информационных систем, баз данных и других программных продуктов, комп­лексной защите служебной информации и данных органов судебной власти.

Вышеназванным постановлением утверждена Программа цифровизации деятельности органов судебной власти в 2020-2023 годах, предусматривающая с 1 января 2021 года фиксацию судебных заседаний во всех судах посредством аудиозаписи на основе ходатайства сторон по делу и с согласия председательствующего, а также формирование протоколов судебных заседаний с использованием данной системы;

с 1 июля автоматическое распределение дел между судьями в судах апелляционной и кассационной инстанций;

с 1 октяб­ря извещение всех участников о времени и месте судебного заседания путем отправки СМС-сообщений на бесплатной основе;

с 1 января 2022-го представление судебных решений сторонам по делу в режиме онлайн, по их просьбе — в бумажной форме;

до 1 июля 2022-го организацию оказания около десяти интерактивных услуг с целью создания удобства в деятельности органов судебной власти, в том числе гражданам и субъектам предпринимательства по достижению правосудия.

Одной из важных задач на следующем этапе цифровизации деятельности судов является разработка мобильного приложения, предоставляющего возможность участия в судебных заседаниях в режиме видеоконференцсвязи, а также создание системы обеспечения участия лиц, размещенных в учреждениях по исполнению наказания, в судебном процессе и на личных приемах руководства судов непосредственно из мест их дислокации посредством режима видеоконференцсвязи.

В этом направлении в октябре 2020 года в разделе «Видеоконференцсвязь» (vka.sud.uz) в пилотном режиме внед­рена мобильная видеоконференц­связь, позволяющая участвовать в судебных заседаниях из любой точки мира с помощью современных средств (гаджетов). Посредством данной системы проведено 2 405 судебных заседаний.

С октября 2020 года между судами и учреждениями по исполнению наказания установлена система видеоконференцсвязи. Ее внедрение устранило необходимость конвоирования подсудимых и заключенных, а также других лиц, участвующих в деле, с целью обеспечения их участия в судебных заседаниях. С использованием данной системы проведено 5 719 судебных заседаний

С 1 января 2021 года внедрена система фиксации судебных заседаний во всех судах посредством аудиозаписи на основе ходатайства сторон по делу и с согласия председательствующего, а также формирование протоколов судебных заседаний с использованием данной системы. Благодаря установке аудиозаписывающей аппаратуры в 395 судебных залах создана возможность проведения судебных заседаний с использованием данной системы в 583 судах.

Внедрен порядок получения судами в процессе рассмотрения определенного дела необходимой информации и документов непосредственно из государственных органов и организаций в электронной форме, не создавая неудобств для граждан, с помощью интеграции информационной системы Верховного суда с 32 информационными системами 28 государственных органов и организаций.

Дальнейшее расширение цифровизации судебной системы создаст для граждан большие возможности подачи онлайн-обращений. Также граждане смогут удаленно отслеживать ход рассмотрения своих заявлений.

Таким образом, основными целями цифровизации деятельности судов являются создание возможности гражданам и предпринимателям разрешать свои споры без единого посещения здания суда;

создание удобств гражданам путем обеспечения оперативности и точности при осуществлении платежей, обязательных для обращения в суды;

обеспечение открытости и прозрачности деятельности судов;

упрощение процедуры судопроизводства путем полного отказа от бумажной формы делопроизводства, а также повышение эффективности работы;

обеспечение справедливости и беспристрастности в судах с помощью максимального сокращения человеческого фактора в процессе делопроизводства;

получение судами в процессе рассмотрения определенного дела необходимой информации и документов непосредственно из государственных органов и организаций в электронной форме, не создавая неудобств для граждан, с помощью интеграции информационной системы Верховного суда с информационными системами государственных органов и организаций и не только.

Азиз Абидов,
начальник Управления по взаимодействию

с общественностью и средствами массовой информации

 Верховного суда Республики Узбекистан

(газета «Правда Востока»,

19 октября 2021 года)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: