ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О ДЕВЯТНАДЦАТОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ СЕНАТА ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (1)

03 мая 2019

3 мая 2019 года в городе Ташкенте начало работу девятнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В работе заседания приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации. 

Заседание вел председатель Сената Олий Мажлиса Нигматилла Йулдошев. 

После утверждения повестки дня пленарного заседания сенаторы приступили к обсуждению рассматриваемых вопросов. 

Сенаторы начали работу с обсуждения Закона Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве». Отмечалось, что документ разработан в целях формирования правовой и институциональной базы развития государственно-частного партнерства. Законом устанавливаются основные принципы и направления государственной политики в данной области, регламентируются условия и порядок осуществления государственно-частного партнерства. Так, согласно закону срок действия соглашения о государственно-частном партнерстве составляет до 49 лет. 

Законом предусматривается, что отбор частного партнера осуществляется на основе тендера или прямых переговоров. При этом устанавливается порядок проведения одноэтапного и двухэтапного тендера: по проектам государственно-частного партнерства общей стоимостью в эквиваленте до 1 млн. долларов США (включительно) проводится одноэтапный тендер, по проектам государственно-частного партнерства общей стоимостью в эквиваленте более 1 млн. долларов США проводится двухэтапный тендер (предварительная квалификация и отбор победителя).  

В ходе обсуждения закона обращено внимание на то, что заключение соглашения о государственно-частном партнерстве без проведения тендера на основе прямых переговоров решением государственного партнера осуществляется в случаях: обеспечения обороноспособности и безопасности государства, принадлежности определенному лицу исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, иных исключительных прав, земельного участка, другого объекта недвижимости и иного имущества, являющегося непременным условием реализации проекта, определенных решением Президента Республики Узбекистан. 

Кроме того, законом устанавливается порядок осуществления мониторинга и отчетности о реализации проектов государственно-частного партнерства. Определяются механизмы финансовой поддержки государственно-частного партнерства, основными видами которой являются участие государства (гранты, субсидии), налоговые и другие льготы, вклады в виде активов, займов, государственные гарантии и др.  

Предусматривается, что действие закона не распространяется на соглашения о разделе продукции и на сферу государственных закупок. 

Отмечалось, что закон будет способствовать развитию взаимодействия государства и частного сектора для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Закон одобрен сенаторами. 

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения». 

Отмечалось, что документ нацелен на коренное совершенствование процессов урбанизации. 

Законом устанавливаются основные задачи уполномоченных органов в сфере приватизации земельных участков – Кабинета Министров, органов государственной власти на местах, Госкомземгеодезкадастра, Агентства по управлению государственными активами, Фонда развития урбанизации. 

Также регламентируется порядок приватизации земельных участков и правовой статус приватизированных земельных участков. 

Предусматривается возможность приватизации отдельных категорий земельных участков несельскохозяйственного назначения, на которых расположены объекты недвижимого имущества юридических лиц, принадлежащие им на праве собственности, или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры и прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для производственной деятельности, предоставленные для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома. 

Согласно закону приватизации не подлежат земельные участки, расположенные на территориях, не имеющих утвержденных и опубликованных схем планировки, земельные участки, на которых расположены месторождения полезных ископаемых, стратегические объекты государственной собственности, а также земельные участки, входящие в состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также земли лесного и водного фондов; предоставленные участникам свободных экономических и малых промышленных зон. 

При этом законом устанавливается, что иностранные граждане и юридические лица (нерезиденты), лица без гражданства не будут иметь право на приобретение приватизированных земель, если иное не предусмотрено в Земельном кодексе и международных договорах. 

Положениями закона определено, что средства, поступающие от приватизации земельных участков, будут направлены в Фонд развития урбанизации.   

Также законом закрепляется, что приватизированные земельные участки являются частной собственностью и объектами гражданского оборота, а право собственности на землю неприкосновенно и защищается государством в соответствии с законодательством. В документе также определено, что изъятие приватизированного земельного участка допускается только при обращении взыскания на этот земельный участок по обязательствам собственника, а также в порядке национализации исключительно для государственных и общественных нужд и при получении согласия собственника земли, что оформляется договором купли-продажи, заключаемым на равных условиях между сторонами, и в порядке реквизиции по решению Кабинета Министров в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Сенаторы одобрили закон. 

Затем предметом обсуждения сенаторов стал Закон Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии». 

Законом предусматриваются основные направления государственной политики, в числе которых определение приоритетов и принятие госпрограмм в данной сфере; укрепление энергетической безопасности страны, диверсификация топливно-энергетического баланса в части производства электрической, тепловой энергии и биогаза с использованием возобновляемых источников энергии; внедрение инновационных технологий, научно-технических разработок в области развития возобновляемой энергетики и повышения энергоэффективности, расширение локализации производства установок данных источников энергии. 

Определяются также полномочия государственных органов – Кабинета Министров, Министерства энергетики, органов государственной власти на местах в данной сфере. Наряду с этим законом определяются права и обязанности производителей энергии на основе возобновляемых источников энергии и производителей установок для использования возобновляемых источников энергии. При этом предусматриваются меры господдержки и стимулирования в области использования возобновляемых источников энергии.   

Производителям энергии на основе возобновляемых источников энергии предоставляются льготы и преференции в виде освобождения от уплаты налога на имущество в части установок по производству энергии на основе возобновляемых источников энергии и земельного налога по участкам, занятым установками, вырабатывающими энергию с использованием возобновляемых источников (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на десять лет с момента ввода их в эксплуатацию. А также они освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость в части объемов энергии, реализуемых структурным предприятиям акционерного общества «Узбекгидроэнерго». 

При этом производители установок для выработки энергии на основе возобновляемых источников освобождаются от уплаты всех видов налогов сроком на пять лет с даты их государственной регистрации.  

Законом также определяется, что налогом на имущество физических лиц не облагается имущество, находящееся в собственности лиц, использующих источники альтернативной энергии в жилых помещениях с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов, сроком на три года начиная с месяца, в котором установлены приборы для использования источников альтернативной энергии. 

Определяются и особенности использования возобновляемых источников энергии. Так, при производстве электрической и тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии, биогаза из биомассы для собственного пользования получение разрешительных документов не требуется. Производители электроэнергии на основе возобновляемых источников могут подключаться к сетям единой электроэнергетической системы на условиях блок-станций, а производителям тепловой энергии из этих источников запрещается подключение соответствующих установок к территориальным и магистральным тепловым сетям. Предусматриваются и вопросы технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия требованиям в области использования возобновляемых источников энергии. 

Сенаторами отмечалось, что принятие закона будет способствовать реализации мероприятий по сокращению энергоемкости и ресурсоемкости экономики, широкому внедрению в производство энергосберегающих технологий и расширению использования возобновляемых источников энергии, а также обеспечению полноценного выполнения международных обязательств Республики Узбекистан в данной сфере. Закон одобрен сенаторами. 

Далее парламентарии рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О пастбищах». 

Законом определяются основные направления государственной политики в данной сфере, такие как разработка, утверждение и реализация государственных и иных программ; установление правил, норм и нормативов, направленных на сохранение пастбищ; осуществление государственного контроля; обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства пастбищ; развитие научно-исследовательской деятельности и международного сотрудничества.  

В ходе обсуждения внимание сенаторов обращено на полномочия госорганов в данной сфере, в соответствии с которыми Кабинет Министров обеспечивает реализацию единой государственной политики, утверждение и реализацию госпрограмм, утверждение порядка предоставления пастбищ в пользование. Органы государственной власти на местах разрабатывают и реализуют территориальные программы, утверждают нормы и сроки выпаса скота на пастбищах и так далее. Такие структуры, как Госкомземгеодезкадастр, Госкомэкологии, Госкомлес, участвуют в разработке и реализации госпрограмм, установлении норм и сроков сенокошения и выпаса скота, обеспечении предоставления участков для выпаса скота, в мониторинге пастбищ на землях лесного фонда. 

Законом также закрепляются механизмы участия органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в организации использования и охраны пастбищ, в частности в содействии проведению мероприятий по использованию и охране пастбищ, общественного контроля за использованием и охраной пастбищ. 

Определяется и порядок пользования пастбищами, которые предоставляются юридическим и физическим лицам в постоянное владение, аренду и временное пользование по решению органов государственной власти на местах, а на землях лесного фонда – по разрешению органов государственного лесного хозяйства. 

В соответствии с законом пастбищепользователи имеют право на выпас скота и сенокошение; проведение работ по созданию пастбищной инфраструктуры; создание объединения пастбищепользователей, которые в свою очередь обязаны рационально использовать пастбища по их целевому назначению, осуществлять меры по содействию воспроизводству пастбищной растительности, восстановлению растительного покрова. 

Кроме того, законом регламентируются вопросы охраны, воспроизводства, восстановления пастбищ. Так, охрана пастбищ обеспечивается путем установления правил и нормативов использования, воспроизводства и восстановления пастбищ; установления ограничений и запретов; предупреждения и пресечения самовольного пользования пастбищами; проведения инвентаризации; геоботанического обследования; мониторинга пастбищ; контроля за использованием, воспроизводством и восстановлением пастбищ. На юридических и физических лиц возлагается обязанность по возмещению вреда, причиненного пастбищам в результате загрязнения, нерационального использования, деградации пастбищ и др. 

Отмечалось, что принятие закона будет способствовать созданию организационно-правовых механизмов рационального использования пастбищ и новых возможностей для увеличения запасов продовольственных товаров, мясо-молочной продукции для населения, а также для их экспорта. Сенаторы одобрили закон. 

Далее члены Сената рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности». 

Законом в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности вносятся изменения, предусматривающие усиление уголовной ответственности за нарушение порядка пользования животным или растительным миром, увеличение размера штрафов за прием продукции незаконной охоты, рыболовства, сбора и заготовки дикорастущих растений, увеличение размера штрафов за незаконную порубку, повреждение либо уничтожение деревьев, кустарников, других лесных культур и молодняка. Кроме того, предусматривается увеличение размера штрафов за нарушение правил восстановления лесов, за сбор растений, занесенных в Красную книгу, за уничтожение полезной для леса фауны, за нарушение требований пожарной безопасности в лесах. 

Законом также усиливается административная ответственность за нарушение правил охоты и рыболовства, осуществления других видов пользования животным миром. Административная ответственность также устанавливается за изготовление, ввоз, хранение, перевозку или пересылку, приобретение либо сбыт запрещенных орудий или средств охоты и рыболовства, увеличиваются размеры штрафов за нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических и ботанических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация или скрещивание животных.  

Кроме того, в статью 111 Кодекса об административной ответственности вносится изменение, предусматривающее усиление ответственности за жестокое обращение с животными. 

В Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности в соответствии с пунктом 8 постановления Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2019 года «О мерах по дальнейшему упрощению процедуры банкротства и коренному совершенствованию деятельности судебных управляющих» вносятся изменения, предусматривающие усиление уголовной ответственности за лжебанкротство, сокрытие банкротства и преднамеренное банкротство, усиление административной ответственности за преднамеренное банкротство. Закон одобрен сенаторами. 

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан». 

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2019 года «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» в Экономический процессуальный кодекс вносятся изменения, предусматривающие внедрение порядка, позволяющего проводить досудебное заседание в экономическом суде как метод разрешения споров, установление максимального количества отложений разбирательств (3 раза), включая максимальный срок отложения разбирательств (10 дней) и перерывов (3 раза) по экономическим делам, а также определение случаев, где отложения разбирательств или перерывы будут допускаться только по причине непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств.   

Отмечалось, что принятие закона обеспечит скорейшее внедрение в стране условий, предусмотренных индикаторами Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса», и в конечном итоге – дальнейшему формированию благоприятной инвестиционной среды и повышению позиции Узбекистана в одноименном рейтинге. Сенаторы одобрили закон. 

Затем сенаторами рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».   

Законом в соответствии с указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан вносятся изменения и дополнения в ряд нормативно-правовых документов. Так, в Закон «О государственной таможенной службе» и Бюджетный кодекс Республики Узбекистан вносятся редакционные изменения. Кроме того, в Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» вносятся изменения, предусматривающие повышение максимального размера заработка, принимаемого для расчета пенсии, с 8 до 10-кратного размера минимальной заработной платы. 

Новой нормой дополняется и Закон «Об охране здоровья граждан», согласно которой право на занятие медицинской деятельностью с использованием методов народной медицины также имеют лица без медицинского образования, на основании заключения Специальной комиссии по лицензированию медицинской деятельности с использованием методов народной медицины при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан. Закон одобрен сенаторами. 

Далее сенаторами рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 года)». 

Отмечалось, что ратификация Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 года) является одним из условий Европейского Союза для получения Узбекистаном дополнительных тарифных преференций при поставках отечественных товаров на европейский рынок в рамках Генеральной системы преференций «ГСП+». Конвенция запрещает или значительно ограничивает производство и использование 26 наиболее опасных химических соединений, используемых в сельском хозяйстве и химической промышленности и негативно влияющих на здоровье человека и состояние земельных и водных ресурсов.   

Подчеркивалось, что ратификация Конвенции потребует от Республики Узбекистан предоставления Секретариату Конвенции информации об имеющихся объемах опасных химических веществ; запрещение или ограничение обращения стойких органических загрязнителей, а также их экологически безопасное удаление в соответствии с Национальным планом действий, разрабатываемым в течение 2 лет после вступления в силу Конвенции. Закон одобрен сенаторами. 

Далее сенаторы рассмотрели вопросы об изменении границ Зангиатинского района Ташкентской области и Сергелийского района города Ташкента, а также о преобразовании городского поселка Газган Нуратинского района Навоийской области в город Газган, его отнесении к категории городов областного подчинения и изменении границ Нуратинского района Навоийской области. 

В соответствии с предложением Кабинета Министров Республики Узбекистан приняты соответствующие постановления Сената. 

Затем сенаторы рассмотрели вопрос об отчете Кабинета Министров Республики Узбекистан об исполнении в первом квартале 2019 года Государственной программы «Год активных инвестиций и социального развития». 

Отмечалось, что в отчетном периоде достигнуты высокие темпы экономического роста, макроэкономическая стабильность и широкое привлечение иностранных инвестиций. В первом квартале 2019 года доходы Государственного бюджета составили 23 трлн. сумов, расходы – 24,1 трлн. сумов, по отношению к аналогичному периоду прошлого года показатели увеличились соответственно в 1,6 и 1,7 раза. 

Особое внимание в отчетном периоде уделялось вопросам поддержки социальной сферы, повышения уровня жизни населения, обеспечения надежной социальной защиты людей. С начала года введено в эксплуатацию 32 промышленных объекта, а также объекты социальной инфраструктуры на общую сумму 341,2 млн. долларов, создано 1 806 новых рабочих мест. 

В сельских населенных пунктах проведена работа по развитию инженерной и транспортной коммуникаций, объектов социальной инфраструктуры. Так, в этом году высокими темпами продолжается возведение в сельской местности 15 010, в городах – 355 доступных многоэтажных домов, рассчитанных на 15 635 квартир. 

В ходе обсуждения отчета сенаторы акцентировали внимание на результатах мониторинга Государственной программы. Так, из предусмотренных к реализации 63 пунктов полностью выполнены 46, по 11 пунктам мероприятия еще проводятся, а по шести – продлены сроки их исполнения.   

В частности, до 1 марта текущего года в целях обеспечения открытости деятельности представительных органов власти предусматривалось внедрение системы «Электронный парламент». В связи с этим совместным постановлением палат Олий Мажлиса была намечена работа, которую предстояло осуществить. Однако по причине того, что Фондом развития информационно-коммуникационных технологий не были выделены средства, практическая работа не начата. 

Кроме того, в 130-м пункте программы предусмотрено до 1 марта пересмотреть перечень технологического оборудования и сырья, освобождаемых от налога на добавленную стоимость. Это очень важно, поскольку в стране идет процесс широкого внедрения новых производственных технологий для насыщения внутреннего рынка качественной продукцией и развития экспорта. В отчете, представленном Кабинетом Министров, указано, что этот пункт выполнен. Однако мониторинг показал, что данный пункт Государственной программы на сегодняшний день не исполнен. 

В 153-м пункте программы было предписано до 15 февраля подготовить проект нормативно-правового акта по принятию дополнительных мер дальнейшего совершенствования санитарно-эпидемиологической службы, что способствовало бы оптимизации неэффективных санитарно-гигиенических лабораторий и организации на их основе современных межрайонных лабораторий, ремонту и реконструкции вакцинохранилищ, центров санитарно-эпидемиологического контроля, разработке единой программы обмена информацией между правоохранительными органами и медицинскими учреждениями по инфекционным заболеваниям и массовым отравлениям. В ходе обсуждения были проанализированы причины невыполнения и других пунктов Государственной программы. 

В ходе конструктивного обсуждения отмечалась необходимость повышения эффективности информирования населения, особенно молодежи, о ходе реализации Государственной программы путем внедрения в деятельность ответственных министерств, ведомств и областных хокимиятов информационно-коммуникационных технологий и широкого использования возможностей социальных сетей. В этой связи сенаторами были высказаны конкретные предложения о необходимости активизации работы в данном направлении. 

По итогам слушания принято соответствующее постановление Сената. 

Далее сенаторы заслушали отчет председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан о деятельности Центрального банка Республики Узбекистан в 2018 году.

Отмечалось, что деятельность Центрального банка Республики Узбекистан в 2018 году осуществлялась в соответствии со стратегически целевыми направлениями, определенными в нормативно-правовых актах, регулирующих данную сферу. В частности, в результате принятых мер по совершенствованию денежно-кредитной политики и соответствующих механизмов, направленных на обеспечение ценовой стабильности в условиях высокоинфляционного давления Центральным банком как высшим звеном банковской системы страны достигнуто снижение уровня инфляции в годовом расчете от 20,1 процента в начале года до 14,3 процента в конце года. 

Активно осуществляется также работа по поэтапному переходу в режим инфляционного таргетирования, внедрена система аналитического ведения и прогнозирования отдельных процессов, налажена работа по информированию широкой общественности о сути, цели и результатах работы, проводимой в денежно-кредитной сфере. 

Разработаны и внедрены современные механизмы пруденциального контроля – модели стресс-тестов, широко используемые в международной практике. В рамках подготовительной работы по снижению государственной доли в банковской системе проведены целевые мероприятия по введению в деятельность банков с участием государственной доли принципов современного управления. В результате принятых мер общий размер кредитов, выделенных для экономики, составил 100,7 трлн. сумов. Их доля в ВВП увеличилась с 16,3 процента до 24,7 процента. Объем кредитов, выделенных в целях широкого вовлечения молодежи и женщин в предпринимательскую деятельность путем поддержки малого бизнеса и предпринимательства, содействия занятости и улучшения условий жизни населения, составил 15,4 трлн. сумов. 

Отмечалось, что в отчетном периоде мероприятия по развитию и обеспечению финансовой стабильности банковской системы были направлены на улучшение конкурентной среды, создание благоприятных условий для организации деятельности финансовых учреждений на основе рыночных принципов путем расширения участия частного и иностранного капитала. В результате общий капитал коммерческих банков вырос на 29 процентов или 6 трлн. сумов, по состоянию на 1 января 2019 года составил 26,7 трлн. сумов. При этом объем уставного капитала увеличился на 21 процент и составил 19,7 трлн. сумов. В свою очередь, увеличение общего капитала банков и укрепление базового ресурса обеспечивает дальнейшее расширение объемов финансовой поддержки субъектов реального сектора экономики. 

Наряду с этим, на заседании сенаторами подчеркивалось, что Центральному банку в 2019 году в направлении реформирования банковской системы и повышения финансовой стабильности необходимо поэтапно уменьшать государственную долю в уставном капитале банков, расширять участие частного и иностранного капитала, обеспечивать полноценную деятельность коммерческих банков, небанковских кредитных организаций по рыночным принципам. Отмечалась необходимость обращения особого внимания на дальнейшее расширение охвата оказываемых услуг на основе передовых финансовых технологий, обеспечение бесперебойной работы межбанковской платежной системы для всех клиентов, усиление мер по достижению общедоступности услуг путем защиты прав и повышения финансовой грамотности клиентов и потребителей. По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената. 

На этом первый день работы девятнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

 
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: