ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН “О СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ” (3 июля 2020 года, № 11)

Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах Республики Узбекистан, являются незыблемыми и никто не вправе без суда лишить или ограничить их. Судебная защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц является важнейшим институтом государственной защиты, который обеспечивается путем осуществления правосудия независимой судебной властью.

В целях обеспечения эффективности судебной защиты прав, свобод            и законных интересов физических и юридических лиц, руководствуясь статьей 17 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Верховного суда Республики Узбекистан

П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

1. Разъяснить, что под судебной защитой следует понимать деятельность судов, осуществляемую в установленном процессуальными законами порядке и направленную на восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических  и юридических лиц.

Реализация права на судебную защиту возможна при соблюдении предусмотренных законом условий возбуждения дела в суде первой инстанции. Несоблюдение этих условий является основанием для отказа в принятии и рассмотрении обращений судом.

2. В соответствии с Гражданским процессуальным, Экономическим процессуальным, Уголовно-процессуальным кодексами Республики Узбекистан, кодексами Республики Узбекистан об административном судопроизводстве и об административной ответственности (далее — процессуальные законы) обращение в суд осуществляется в форме:

искового заявления, заявления (жалобы) – по спорам, возникающим  из гражданских, административных правоотношений;

заявления – по приказному производству, делам особого производства, отдельным категориям дел и в иных случаях, предусмотренных процессуальными законами;

жалобы – при обращении в суды апелляционной, кассационной            и надзорной инстанции.

3. Обращения физических и юридических лиц в суд по вопросам,         не отнесенным к ведению судов в соответствии с процессуальным законами, рассматриваются в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц».

В соответствии с частью второй статьи 25 указанного Закона при поступлении в суд обращений, подведомственных иным государственным органам, организациям или их должностным лицам, они подлежат направлению в соответствующие органы в срок не позднее пяти дней с сообщением об этом в письменной либо в электронной форме обращающемуся.

Вместе с тем, следует обратить внимание судов на недопустимость безосновательной передачи обращений на рассмотрение другим государственным органам.

4. Обращения в суд по форме и содержанию должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним процессуальными законами.

Обращения могут быть направлены в суд также в виде электронного документа.

В обращении, в частности должны быть указаны фамилия, имя, отчество, сведения о местожительстве физического лица или наименование  и сведения о местонахождении юридического лица, сущность правоотношения, по поводу которого подано обращение, сущность обращения и предъявляемого требования или просьбы, дата обращения.

Обязательным требованием является также наличие на обращении подписи (цифровой подписи) обращающегося.

5. Следует иметь в виду, что судебная защита прав участников процесса обеспечивается и предоставленным им законом правом на обжалование судебных актов.

В соответствии с гражданским процессуальным, экономическим процессуальным законами и законом об административном судопроизводстве правом на обращение о проверке законности, обоснованности и справедливости судебного акта обладают участвующие                   в деле лица – стороны, третьи лица, их представители, а также иные лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд разрешил вопрос.

Согласно экономическому процессуальному закону и закону об административном судопроизводстве Уполномоченному при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, предоставлено право обращения в суд с кассационной и надзорной жалобой (за исключением экономических споров, возникающих между субъектами предпринимательства, а также споров, не связанных с предпринимательской деятельностью).

В уголовно-процессуальном законе конкретно указан круг лиц, обладающих правом обжалования приговора и определения суда.                             

В частности, обжаловать приговор, определение вправе осужденный, его защитник, законный представитель, а также потерпевший, его представитель, в части приговора о гражданском иске – гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, в части приговора о причинах и основаниях оправдания — оправданное в суде лицо, его защитник и законный представитель. Правом обжалования приговора, определения в части, затрагивающей их права и законные интересы, наделены также лица, не являющиеся сторонами в деле.

Согласно закону об административной ответственности правом обжалования постановления суда по делу об административном правонарушении обладают лицо, в отношении которого вынесено постановление суда, потерпевший, их законные представители, адвокат,  а также орган, составивший протокол об административном правонарушении.

6. Судам следует иметь в виду, что представители и адвокаты сторон, участвующие в гражданском, экономическом и административном судопроизводстве имеют право обжалования судебного акта лишь в случае, если эти полномочия специально оговорены в доверенности, выданной в установленном порядке представляемым.

7. По закону при обращении в суд надзорной инстанции к жалобе должны быть приложены копии принятых по делу судебных актов, а в установленных законом случаях, документы, подтверждающие уплату государственной пошлины и почтовых расходов. Разъяснить,    что невыполнение этих условий и невозможность определения процессуального положения обращающегося лица, является основанием для возвращения обращения без рассмотрения.

8. Обратить внимание судов на необходимость неукоснительного соблюдения сроков рассмотрения обращений и требований закона   об обязательности изложения решений, принимаемых по результатам рассмотрения обращений, на языке, на котором изложен текст обращения.

9. Разъяснить, что судья, председательствовавший при рассмотрении дела в суде первой инстанции, лично ответственен за своевременную регистрацию обращений, соблюдение сроков оформления и направления дела в суд апелляционной, кассационной инстанции и извещение участников процесса о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной, кассационной инстанции. При этом, обратить внимание, что ответственность за извещение участников процесса о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной, кассационной инстанции экономических и административных судов возлагается на судью, являющегося докладчиком в этих инстанциях.

10. Если в обращении приведены доводы о нарушении судом (судьей) норм процессуального закона при рассмотрении конкретного дела и в ходе рассмотрения жалобы эти доводы нашли свое подтверждение,  то по результатам рассмотрения дела судам апелляционной, кассационной, надзорной инстанций следует выносить частное определение, копия которого направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей.

11. Обращения, поступившие в вышестоящие суды по вопросам ненадлежащего исполнения судебных актов, направляются  в соответствующее территориальное управление Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан согласно требованиям Закона Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц», о чем для осуществления контроля сообщается в суд, принявший решение, либо по месту исполнения решения.

12. Обратить внимание судов на необходимость правильной организации приема физических лиц и представителей юридических лиц в установленные дни и часы согласно графикам приема, своевременного извещения населения о времени и месте проведения выездных приемов, а также недопустимости безосновательного переноса дня приема.

13. Принимая во внимание, что судебная защита является не только средством восстановления нарушенных или оспариваемых прав          либо охраняемых законом интересов физических и юридических лиц,  но и средством выявления и устранения недостатков в деятельности судов, рекомендовать судам регулярно анализировать поступающие обращения физических и юридических лиц.

14. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 28 декабря 1998 года № 31 «О практике рассмотрения обращений граждан по судебным делам».

Председатель Верховного суда

  Республики Узбекистан                                                К. Камилов

И. о. секретаря Пленума,

  судья Верховного суда                                                   Р. Исмайлов

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: