В СУДЕБНОЙ СФЕРЕ ИСКОРЕНИТЬ ВОЛОКИТУ
Одним из главных приоритетов осуществляемых в нашей стране реформ по модернизации и формированию правового государства является последовательная демократизация и либерализация судебно-правовой системы как важнейшей ветви государственной власти, обеспечивающей верховенство закона, надежную защиту прав и интересов человека. О том, как меняется система, что удалось осуществить, как реформы воздействуют на сферу, рассказал председатель Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам города Ташкента Шерзод Раджабов:
— Суд в Узбекистане призван осуществлять судебную защиту прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, как и прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций.
Одним из важных направлений реализуемых в Узбекистане реформ является демократизация судебно-правовой системы, обеспечение ее подлинной независимости и укрепление гарантий надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Важным документом, реформирующим сферу, стала Стратегия действий.
Обозначенные в ней задачи нацелены на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышение уровня доступа граждан к правосудию, совершенствование системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, реализацию принципа состязательности в судебном процессе, совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг. В рамках реализации мер, предусмотренных Стратегией действий, главой государства издан Указ «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан». Документ создал правовую базу для усиления судебной защиты прав и свобод граждан, обеспечения их доступа к правосудию, повышения эффективности судебной власти, расширения общественного контроля за отбором кандидатов на должности судей.
— Какие новшества, предусмотренные указом, уже используются в сфере?
— В соответствии с данным документом образован Высший судейский совет республики, который как орган судейского сообщества призван содействовать соблюдению конституционного принципа независимости судебной власти. Он предназначен способствовать реализации подлинной независимости судебной власти. Введена совершенно новая система отбора кандидатов и назначения на должности судей, в которой участвуют представители самого судейского корпуса, а также общественных организаций. Именно этот орган наделен полномочиями по отбору и формированию высококвалифицированного судейского корпуса.
Кроме того, если раньше все судьи областного, районного и городского звеньев назначались Президентом, то теперь Высший судейский совет по согласованию с главой государства их назначает на должность и освобождает. Функционировавший при Верховном суде исследовательский центр преобразован в Исследовательский центр изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете.
Еще один вопрос реформирования судебно-правовой системы, являясь концептуальным для независимости судебной власти, связан с определением срока полномочий судьи. В настоящее время установлено, что срок пребывания на должности судьи впервые — пять лет, после — десять лет и после этого — бессрочно, а также определен максимальный предел возраста пребывания на должности судьи. Эти нормы направлены на усиление гарантий независимости судей, а также повышают требования к качеству осуществления судебной деятельности, что служит одним из основных критериев решения вопроса о сроках полномочий судьи.
— Какие еще нормативно-правовые акты служат качественным изменениям для правосудия?
— Согласно Указу Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы и повышению доверия к органам судебной власти», для обеспечения прозрачности деятельности судебных органов, расширения открытого диалога с населением и усиления роли общественности в отправлении правосудия предусмотрено поэтапное внедрение порядка систематического опубликования на веб-сайте Верховного суда судебных решений. К этому следует добавить внедрение в практику судов дачи участникам судебного процесса разъяснений сути принятого судебного акта после его оглашения, проведение председателями областных судов и их заместителями ежеквартальных брифингов в целях информирования общественности и средств массовой информации о деятельности судов. Предусмотрено опубликование ежеквартальных обзоров рассмотрения судебных дел в порядке надзора судебными коллегиями Верховного суда, в апелляционном и кассационном порядке — областными и приравненными к ним судами.
Данным указом приняты меры по повышению оплаты труда судей, что служит привлечению высококвалифицированных кадров и недопущению коррупции.
— В проведенном под председательством Президента 30 июня видеоселекторном совещании по вопросам обеспечения правосудия и противодействия коррупции особое внимание вновь уделено вопросам обеспечения правосудия. Какие задачи поставлены главой государства, требующие безотлагательного выполнения?
— Президентом особо отмечено то, что правосудие должно проводиться открыто и прозрачно, вынося справедливые решения. Основная цель при осуществлении правосудия — это согласие народа, его вера в правосудие.
Особое внимание уделено системе глобализации, внедрению современных технологий в сфере. Мы, судьи, поддерживая резонные предложения, хотим донести до народа, что они являются обоснованными.
— В ходе видеоселекторного совещания особое внимание уделено цифровизации в судебной сфере. Для чего она необходима?
— Интегрированная цифровизация в сфере судебной деятельности в первую очередь направлена на искоренение излишней волокиты при обращении в суд, что в последующем станет основным фактором доверия народа и обеспечения верховенства закона. Затягивание происходит при рассмотрении дел судами в нескольких инстанциях, причем каждым направляются судебные запросы для всестороннего и полного выяснения всех обстоятельств дела.
На сегодняшний день при рассмотрении жилищных, трудовых, договорных споров и споров, связанных с возмещением ущерба, в разные организации направляются судебные запросы в бумажном виде. Например, при непроживании лица по месту своей прописки для установления его места нахождения в разные инстанции (семь-восемь организаций) судом направляются судебные запросы. Также при рассмотрении споров, связанных с недвижимым имуществом, для установления того, кому и на каком основании принадлежит спорное имущество, в кадастровую службу направляется запрос. Если при этом предмет спора истекает из договорных отношений, в нотариальную контору также направляется запрос для получения всех документов, послуживших основанием для удостоверения сделки.
В свою очередь организации и учреждения, получившие судебные запросы, также на нескольких листах направляют на имя суда соответствующие ответы. Причем они отправляются почтой, что также требует нескольких дней.
При интеграции судебной системы, когда с соответствующими организациями, такими как кадастровая служба, нотариусы, отдел миграции, загс и многими другими, будет введен электронный оборот документов, сроки рассмотрения дела с нескольких месяцев могут снизиться до нескольких дней.
Это приведет к сокращению затрат на бумагу, почтовые расходы, что положительно скажется на бюджете страны в целом. Введение электронного оборота документов сведет к минимуму излишнюю волокиту.
Словом, внедрение в судебную деятельность новых современных технологий играет ключевую роль в развитии судебной системы, что приведет к достижению единственной цели — открытости, прозрачности и скорейшему разрешению возникшего спора.
Беседовала
Ева НИКОЛЬСКАЯ
(газета «Народное слово»,
6 августа 2020 года)
Фикр қолдириш